Можно ли требовать сро по 44 фз
Отмена допусков СРО в сфере строительства, что делать заказчику по закону N 44-ФЗ. Как с 1 июля провести конкурентную закупку работ по инженерным изысканиям или проектированию?
После выхода ФЗ №372 3 июля 2016 года в рядах стройкомпаний заговорили о том, что ожидается отмена СРО с 1 июля 2017 года.
Вышеупомянутым документом с 1 июля 2017 года в самом деле предполагается отмена допусков СРО, однако только как документов. До указанной даты осуществление работ в строительстве, предполагающих допуск, является законным только при его наличии.
Так, отмена свидетельств СРО была объявлена давно, но по факту она состоялась лишь 1 июля 2017 года, и то частично. Новый закон также предполагает отмену СРО в строительстве для предприятий, заключающих договоры на сумму до 3 миллионов рублей, а также компаний, в уставном капитале которых доля государственного участия превышает 50%.
Остальные стройкомпании, заключающие договоры на выполнение работ, обязаны иметь свидетельство о допуске СРО.
Федеральный закон №372 об отмене СРО
372-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” вступил в силу 3 июля 2016 года. Документ существенно поменял саморегулирование в строительстве.
С 1 июля 2017 года было отменено действие свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ в сфере инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Перестает существовать понятие “виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства”.
До 1 июля 2017 года строители работали на основании ранее полученных допусков.
Важнейшей поправкой стало введение регионализации. Теперь строители могут состоять лишь в СРО, зарегистрированных в тех же регионах, что и они сами.
Согласно поправкам в ГК РФ саморегуляторам предстоит создать два компенсационных фонда: компфонд возмещения вреда и компфонд обеспечения договорных обязательств. В компфонд ВВ строители теперь будут уплачивать 100 000-5 000 000 рублей, в компфонд ОДО – 200 000-25 000 000 рублей.Члены СРО могут использовать конкурентные способы при заключении договоров, если у саморегулятора есть компфонд ОДО. Этот фонд формируется при условии, что за его создание высказались по меньшей мере 30 участников СРО.
В соответствии с июльским законом саморегулятор должен проверять, насколько его члены соблюдают стандарты на выполнение процессов работ.
Отредактированный ГК РФ предусматривает создание Национального реестра специалистов с информацией о специалистах стройкомпаний, занимающих должность главного инженера и организующих строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В законе содержатся переходные положения.
- До 1 ноября 2016 года саморегуляторы должны были перевести компфонды на спецсчета банков, вошедших в правительственный перечень.
- До 1 декабря 2016 года членам саморегулируемых организаций предстояло уведомить свои СРО о планах продолжить работу под их началом, покинуть их ряды или перейти в другие организации с переводом в них взноса в компфонд.
- До 1 марта 2017 года саморегуляторы имели право присоединиться к другим подобным организациям.
- До 1 июля 2017 года СРО должны были привести внутренние документы в соответствие с законом.
- С 1 июля 2017 года работать на основании свидетельств о допуске запрещается.
Всем состоящим в саморегулируемых организациях компаниям предстояло до 1 декабря 2016 года письменно уведомить СРО о намерении остаться, выйти из него или прекратить членство с целью перехода затем в организацию своего субъекта. В иных случаях компаниям грозит исключение с 1 июля 2017 года.
Изменения затронули перечень стройкомпаний, которые обязаны иметь членство в саморегулируемой организации.
Кому необходимы допуски
В СРО обязаны состоять компании, выполняющие любые работы в строительстве, проектировании или изысканиях по договорам подряда, заключенным с
- застройщиками;
- техническими заказчиками;
- эксплуатантами здания/сооружения;
- региональными операторами (капитальный ремонт в многоквартирных домах).
Застройщики вправе самостоятельно работать лишь при наличии допуска. Функции технического заказчика также может выполнять лишь член саморегулируемой организации. Юрлицо или ИП может состоять лишь в одном СРО.
Допуски для проектировщиков
Согласно поправкам в законодательство, работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, могут выполнять только лица, состоящие в проектной саморегулируемой организации.
Исключением являются лишь случаи, указанные в ст. 48 ГК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивают специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования (главные инженеры, архитекторы проектов).
Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут осуществлять те, кто не состоит в саморегулируемой организации.
Взносы в компфонды
ГК РФ в новой редакции предполагает создание двух компенсационных фондов – компфонда возмещения вреда и компфонда обеспечения договорных обязательств.
Сумма взноса в компфонд ВВ варьируется от 100 000 до 5 000 000 рублей в зависимости от стоимости работ по договору. Взнос в компфонд ОДО составляет 200 000-25 000 000 рублей исходя из размера обязательств по договорам.
Наличие у саморегулятора компфонда ОДО позволяет его членам заключать договоры с помощью конкурентных способов заключения договоров. Этот компфонд создается при согласии как минимум 30 членов организации.
Виды работ отменяются
Понятие “виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства”, июльский закон отменяет. Теперь член саморегулируемой организации может осуществлять любые работы. Опасные объекты также входят в это число.
Вышедший в июле 2016 года Федеральный закон внес коренные преобразования в саморегулирование, в том числе частично отменив допуски.
С 1 июля 2017 года СРО необходимо лишь заказчикам или генподрядчикам, заключающим договоры напрямую с ними. Для договоров на сумму менее 3 миллионов рублей допуск также не нужен. Останутся в саморегулируемых организациях и те, кто работает по государственным, муниципальным контрактам или через тендеры заключает договоры с крупными корпорациями. Остальные покинут сферу СРО.
Итоги
Отмена СРО в строительстве с 1 июля 2017 года коснулась всех, кроме генеральных подрядчиков, технических заказчиков и тех, кто заключает контракты на строительство более 3 млн рублей.
Проектировщиков отмена допусков тоже затронула: членство в саморегулируемой организации понадобится для генподрядчиков.
Отмена видов работ. Теперь члены саморегуляторов могут выполнять все работы.
Источник: https://xn--b1agacjf3acd1ab.xn--p1ai/2018/03/18/%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D1%81%D1%80%D0%BE-%D0%B2-%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/
Статьи
Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).
Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик.
Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.
ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:
- если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
- если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).
ГрК РФ не устанавливает предельных сумм для контрактов, предметом которых выступают инженерные изыскания и проектные работы. Соответственно требование о членстве СРО к лицам, выполняющим такие работы, предъявляется вне зависимости от суммы заключенного контракта.
На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?
Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.
Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО.
Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.
Выписка из реестра членов в СРО
Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 16.02.
2017 № 58 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.
Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?
Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»
из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17
Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки.
Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек.
Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.
Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?
Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.
Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.
Системное толкование статей 55.8 и 55.
16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.
В каком сро должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?
На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.
Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников.
Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика.
В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.
Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО
В соответствии с пп. «п» п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.
Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.
Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю
Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.
2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст.
53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены.
В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.
- По просьбе одного из участников закрытой группы в WhatsApp мы решили поделиться своим опытом сопровождения закупок, предметом которых выступает капитальный ремонт. Данная тема не перестает быть актуальной для наших клиентов, даже в свете последних изменений Закона № 44-ФЗ в части упрощения заявки участника до одного лишь согласия. Чем же вызван такой интерес? Как говориться, «the devil is in the details» (“дьявол кроется…Читать
- После выхода статьи “Обеспечение гарантийных обязательств” специалисты нашего консультационного центра были, в прямом смысле этого слова, атакованы вопросами по данной теме. Вопросы посыпались к нам по WhatsApp, через комментарии к статье, через сервис коротких консультаций “Вопрос-ответ”, а сама статья про ОГО вошла в ТОП самых посещаемых и комментируемых статей на сайте. Нам кажется, что мы уже ответили на все из них, но…Читать
- С 1 сентября 2019 года ограничение допуска радиоэлектронной продукции при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ регулируется новым постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 (далее по тексту – ППРФ № 878). Действие данного постановления распространяется на все закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный этим постановлением, и извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС начиная с 1…Читать
- С 1 июля 2019 года Закон № 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчика требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставление обеспечения гарантийных обязательств по контакту, если в техническом задании были установлены требования к гарантии. Из данной статьи Вы узнаете: — в каких случаях предоставление указанного обеспечения является обязательным; — в каком размере, порядке и на какой срок должно быть предоставлено такое обеспечение; — почему обеспечение…Читать
- Закон № 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчиков применять к участникам антидемпинговые меры, если последние значительно снизились по цене при участии в конкурсах и аукционах (на 25 и более процентов от начальной (максимальной)цены контракта или начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (при проведении закупок с неопределенным объемом)). Антидемпинговые меры не применяются при проведении запросов котировок и запросов предложений. Поэтому в указанных процедурах участник…Читать
Установление требований о наличии СРО по 44-ФЗ
Вряд ли кто-то поспорит с тем фактом, что закупки, связанные со строительством, проектированием, инженерными изысканиями являются одними из самых сложных для составления документации и подачи заявки.
Начиная от надлежащего, объективного описания объекта закупки, заканчивая установлением требований к разрешительным документам, процесс требует от сторон наличия специализированных узких знаний в сфере строительства, а также в сфере законодательства о закупках.
Свидетельство СРО
При проведении упомянутых закупок, основным разрешительным документом для потенциальных участников является свидетельство саморегулируемой организации. В соответствии с положениями Градостроительного Кодекса, только организация, обладающая таковым имеет право выполнять упомянутые работы.
Само собой, в документации Заказчик обязан установить требование о наличии свидетельства.
Существует небольшая особенность при составлении такой аукционной документации.
Как известно, в государственных закупках могут принимать участие юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Данное указание содержится в документации.
Вместе с тем, при проведении закупки, требующей от участников наличие свидетельства СРО, физические лица исключаются из списка возможных участников.
Дело в том, что согласно с требованиями градостроительного законодательства, свидетельство выдается только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Следовательно у физ.лиц возможность участия автоматически исключена.
Требование о выполнении работ лично
Исходя из потребности Заказчиков, выполнение работ, предусмотренных контрактом может выполняться как лично Подрядчиком, так и с привлечением сторонних субподрядных организаций. При этом, стоит обратить внимание на то, что требования документации не должны противоречить друг другу.
В том случае, если работы должны быть выполнены лично, требование о наличии свидетельства должно содержать весь перечень видов работ, которые должны быть прописаны в свидетельстве.
В том случае, когда работы могут быть выполнены с привлечением иных организаций, следует предусмотреть оба варианта, которые возможно будут выбраны победителем закупки. В данном случае прописывается требование о наличии свидетельства со всеми видами работ, в том случае, если участник принимает решение о личном выполнении.
А также допускается возможность наличия свидетельства, разрешающего организацию выполнения работ, в случае, когда участник планирует привлечение субподрядных организаций.
Кроме того, следует отметить, что в случае, когда выполнение работ необходимо проводить собственными силами, проект контракта должен обязательно содержать данное условие.
В противном случае, как следует из норм Гражданского Кодекса, если контракт не содержит условия о личном выполнении работ, то есть если контракт в принципе не отражает данного условия, Подрядчик имеет право на привлечение сторонних организаций.
Разумеется, Заказчику, в случае установления требования о личном выполнении работ, стоит заранее позаботиться о том, что в случае необходимости ему необходимо будет обосновать свою потребность и отсутствие ограничения конкуренции.
Свидетельство и иные разрешительные документы
Речь идет о тех случаях, когда выполнение работ требует не только наличия свидетельства, но также лицензии на осуществление той или иной деятельности (к примеру, частным случаем является необходимость наличия у участника лицензии МЧС).
В данном случае единственным возможным остается вариант с возможностью привлечения субподрядной организации, для отсутствия признаков ограничения конкуренции при проведении закупки.
В данном случае Заказчику необходимо предоставить участнику возможность выбора.
Во второй части заявки могут быть предоставлены либо свидетельство, разрешающее организацию тех или иных работ без необходимости предоставления лицензии или иного разрешительного документа, либо наличие свидетельства с конкретным перечнем разрешенных видов работ в совокупности с лицензией или иным документом, предусмотренным законодательством.
Ограничение по сумме контракта
Свидетельство содержит условие о предельной сумме контракта, который может быть заключен на организацию работ.
При этом, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке перед Аукционной комиссией возникает вопрос о том, какая сумма должна входить в определенный свидетельством разрешенный диапазон.
К примеру, Заказчик проводит закупку с начальной (максимальной) ценой контракта 10 миллионов рублей. Предложенная участником цена контракта составляет 5 миллионов рублей, при этом свидетельство ограничивает цену одного контракта 5 миллионами. Встает вопрос, каким образом Аукционной комиссии следует применить данное ограничение – к НМЦК или к предложенной участником цене?
Как следует из судебной практики, и, в принципе, является вполне логичным, данное ограничение должно применяться к предложенной участником цене. Единственным условием является невозможность изменения цены контракта в ходе его исполнения (к примеру, в пределах допустимых законодательством 10%), если сумма превысит установленный в свидетельстве предел.Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/514-ustanovlenie-trebovanij-o-nalichii-sro-po-44-fz
Требования СРО к строительным организациям с 1 июля 2017 года
Требования СРО с 1 июля 2017 года изменились. Саморегулируемая организация по-прежнему выдает документ, который позволяет легально работать в сфере строительства. Но теперь вместо свидетельства члены организации получают выписку из электронного госреестра. В этой сфере появились и другие нововведения.
Изменения в условиях членства СРО с 1 июля 2017 года
Изменения в условиях членства СРО произошли с 1 июля 2017 года. Именно с этого дня вступил в силу 372-ФЗ. Данный законопроект и его последствия бурно обсуждали строители, заказчики, подрядчики, девелоперы и застройщики.
Как работать строителям в новых условиях? Всем ли теперь нужен допуск СРО? Что грозит тем, кто работает без допуска? Изменился ли размер членских взносов?
Требования для вступления в СРО строителей
С 1 июля 2017 года требования для вступления в СРО строителей изменились. Эти нововведения нацелены на упорядочивание и организацию работ в строительной области.
Регионализация СРО
Согласно поправкам от 1 июля 2017 года в Градостроительном кодексе строители должны становиться членами СРО по месту регистрации организации.
Это значит, что члены строительных СРО обязаны регистрироваться в том же субъекте России (области, крае, республике), что и сама СРО. Если организация зарегистрирована в Краснодарском крае, значит, она должна вступить в СРО Краснодарского края.
Такое нововведение касается только строителей и не относится к проектировщикам и изыскателям.
Если в субъекте России нет СРО, компания для оформления допуска обращается в саморегулируемую организацию соседнего субъекта с общей границей. Она предоставляет выписку из госреестра и становится членом СРО этого региона.
В Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе нет СРО, так как в каждом субъекте работает менее 100 строительных фирм, которым требуется допуск СРО. Строительные компании Чукотского автономного округа могут вступить в СРО Республики Саха и Камчатского края. Соседние субъекты Еврейской автономной области — Амурская область, Хабаровский и Приморский края.
Ответьте на 3 вопроса за 10 секунд и рассчитайте точную стоимость вступления в СРО
РАССЧИТАТЬ СТОИМОСТЬ
После принятия закона в 2017 году уменьшилось число компаний, которым необходим допуск СРО, таковы новые правила вступления в СРО.
Допуск СРО нужен компаниям, которые:
- заключают договоры строительного подряда на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, которое несет ответственность за эксплуатацию здания и региональным оператором;
- заключают договоры на сумму более 3 млн.руб.
Исполнение работ по таким договорам обеспечивают специалисты по организации строительства — главные инженеры проекта.
Благодаря новому закону появилось понятие “технический заказчик”. Он должен быть членом СРО. Его задачи:
- заключение договоров о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капремонте объектов капстроительства;
- подготовка задания для реализации указанных видов работ;
- предоставление материалов и документов, необходимых для реализации указанных видов работ тем, кто выполняет инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, капремонт объектов капстроительства и (или) подготавливает проектную документацию;
- утверждение проектной документации;
- подписание документов, которые обязательны для получения разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию;
- выполняет другие функции согласно поправкам о СРО в Градостроительном кодексе от 1 июля 2017 года.
Техническим заказчиком или застройщиком может быть только юридическое лицо, подрядчиком — юридическое лицо или ИП.
Свидетельство о допуске СРО к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капстроительства, с 1 июля 2017 года не нужно. Для подтверждения права на выполнение определенных видов строительных работ необходима выписка из электронного реестра членов СРО. Таким образом, Перечень видов работ отменен.
Допуск СРО не нужен:
- организациям с госучастием: ГУП и МУП, в которых доля государства составляет не менее 50%; ГУП и МУП, подписывающим контракты с госкорпорациями, органами власти и местными госучреждениями;
- фирмам, созданным публично-правовыми образованиями (ППО) и организациям, в которых доля ППО не менее 50%;
- организациям, работающим или планирующим работать только на субподряде через договоры строительного подряда, при этом страховые обязательства должны быть не более 3 млн. руб.;
- физлицам, которые строят на участках, принадлежащим им на правах частной собственности;
- подрядчикам, строящим или ремонтирующим объект, который не является капитальным сооружением (например, киоск);
- предпринимателям и физлицам, строящим, ремонтирующим или проводящим капремонт индивидуальных жилых домов.
Формирование второго компенсационного фонда
С 1 июля 2017 года изменения в области СРО коснулись компенсационных фондов.
Для организаций, которые планируют участвовать в конкурсных процедурах и заключать контракты с Фондами капремонта и согласно 44-ФЗ, 223-ФЗ, необходимо создать второй компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО).
Задача этого фонда — возмещать возможный причиненный ущерб третьим лицам. Создавать такие фонды нужно СРО, где не менее 30 членов подали заявки об участии в закупках на конкурсной основе.
Размеры обязательных денежных переводов изменились. Согласно новому закону существует пять уровней ответственности для предприятий и предпринимателей в зависимости от суммы контракта и стоимости работ. Размеры взноса на одного члена СРО в сфере строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства представлены в этой таблице.
Уровень ответственности | Стоимость объекта максимальный размер | Минимальный размер взноса в КФ ВВ | Минимальный размер взноса в КФ ОДО |
Первый | 60 млн. руб. | 100 тыс. руб. | 200 тыс. руб. |
Второй | 500 млн. руб. | 500 тыс. руб. | 2,5 млн. руб. |
Третий | 3 млрд. руб. | 1,5 млн. руб. | 4,5 млн. руб. |
Четвертый | 10 млрд. руб. | 2 млн. руб. | 7 млн. руб. |
Пятый | 10 млрд. руб. и более | 5 млн. руб. | 25 млн. руб. |
Национальный реестр специалистов
С 1.07.2017 года еще одним новшеством в отношении СРО стало введение национального реестра специалистов в сфере строительства, инженерных изысканий и проектирования. Такой реестр ведут национальные объединения СРО. Согласно поправкам о СРО в Градостроительном кодексе от 1 июля 2017 года минимальные требования к специалистам таковы:
- высшее профильное образование в строительной сфере;
- стаж работы на инженерных должностях не менее 3 лет в компаниях, занимающихся строительством, реконструкцией, капремонтом объектов капитального строительства;
- общий стаж по профессии или специальности в сфере строительства не менее 10 лет;
- свидетельство о повышении квалификации и прохождение таких курсов, как минимум 1 раз в 5 лет;
- для иностранных граждан разрешение на работу;
- справка об отсутствии судимости;
- регистрация сотрудника в строительной организации по основному месту работы.
После предоставления документов, уведомления от НОСТРОЙ и НОПРИЗ о внесении специалистов в реестр СРО выдает выписку из единого электронного реестра.
Страховка СРО
У СРО есть право разрабатывать и утверждать внутренние документы о страховании риска гражданской ответственности и об условиях такого страхования. Хотя это необязательное требование для членства в СРО.
Цель страхования в СРО:
- обеспечение защиты строительных компаний;
- снижение материальных потерь, которые возникают в результате нанесения ущерба из-за некачественно выполненной работы.
Некоторые СРО оформляют страховку для возмещения вреда при строительстве. Причинение ущерба может произойти в результате работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
СРО могут разрабатывать и утверждать документы о страховании неисполнения договорных обязательств. Страховой случай наступает, если члены СРО нарушают условия договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, оформленных с помощью конкурентных способов заключения договоров.
Согласно закону размеры взносов в компенсационный фонд могут быть уменьшены, если компания оплачивает страховку. Например, будущие члены строительных СРО могут оплатить взнос в компенсационный фонд в размере 300 тыс. рублей, а не 1 млн. руб.
Сначала страховая компания возмещает ущерб. Если средств не хватает, то их берут из компенсационного фонда СРО.
Для вступления в члены СРО необязательно платить страховку, но это может обезопасить строительные компании, которые уже состоят в СРО и те, которые планируют в него вступить.
Источник: https://etalon-garant.ru/blog/trebovaniya-sro-2017/
Требование СРО в аукционе по 44-ФЗ с 1 июля 2018
В статье рассмотрим, в каком случае нужно участие в СРО для закупок по 44-ФЗ, кто должен состоять в саморегулируемой организации, как подтвердить свое членство и сколько действует выписка из СРО.
Выписка из СРО для участия в закупках
СРО или саморегулируемые организации — это некоммерческие организации, которые объединяют субъектов предпринимательской деятельности одной сферы.
Применительно к строительству допуски СРО заменили лицензию, которая раньше требовалась для строительных работ. Однако с 1 июля 2017 года допуски отменили.
С этого времени компании или ИП достаточно просто быть членом саморегулируемой организации.
Для кого членство в СРО обязательно:
- компании и ИП, которые работают по прямым договорам с застройщиками, техническими заказчиками, эксплуатирующими организациями;
- подрядчики, которые участвуют в госпрограммах, например, ремонтируют объекты капстроительства;
- изыскательские организации и ИП, работающие с участками, которыми владеют муниципалитеты, регионы или государство;
- застройщики, которые заняты в проектировании и строительстве зданий и сооружений;
- подрядчики, которые заключают договоры от 3 млн руб.
Что проверить заказчику в лицензии или выписке СРО участника закупки
В некоторых закупках заказчик обязан требовать лицензию или выписку СРО.
Не потому что он так хочет, а потому что так написано в законе. Но лицензии и выписки часто подделывают, и проверить достоверность сведений — обязанность заказчика.
Читайте, как проверить лицензию и выписку СРО, и за какие ошибки в документах отклоняют заявки.
Что проверить
Кому не требуется вступать в СРО:
- строители, работающие с договорами менее 3 млн руб.;
- МУПы и ГУПы, выступающие в качестве подрядчиков или выполняющие функции технического заказчика;
- коммерческие компании, в которых больше 50% принадлежит государственным или муниципальным органам;
- коммерческие компании, созданные публично-правовыми образованиями или принадлежащие им на 50% и более;
- физлица, которые работают на объектах, которые относятся к индивидуальным жилым постройкам.
Полный список организаций и лиц, кому не нужно членство в СРО, смотрите в системе Госзаказ
Зачем нужно членство в СРО в сфере госзаказа? Член саморегулируемой организации, который изъявил желание участвовать в закупке, вносит деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Фонд — это допстраховка для заказчиков от недобросовестных компаний. Для самого подрядчика членство в СРО тоже дает преимущества.Организация будет защищать в суде интересы состоящей в ней организации, если возникнут какие-то разногласия по контракту и заказчик подаст иск.
Сро до 3 млн не нужно по 44-фз
Итак, требовать допуск от СРО от участников закупок нельзя. Но при этом потенциальные исполнители должны быть членами саморегулируемой организации. Подтвердить это можно, предоставив выписку.
Есть исключение: для подрядчиков, которые выполняют работы по контрактам и договорам со стоимостью ниже 3 млн руб., членство в СРО не обязательно. А значит, требовать документы заказчик не вправе.
Обратите внимание, что субподрядчики состоять в СРО не обязаны.
Выписка СРО по 44-ФЗ
Закупая работы по инженерным изысканиям, подготовке проектных документов, строительству, реконструкции или ремонту, укажите, что участник должен входить в СРО соответствующей сферы. Также важно прописать в требованиях, что участник должен иметь право выполнять работы в отношении следующих объектов (выберите подходящие):
- объекты капстроительства;
- особо опасные, сложные или уникальные объекты;
- объекты использования атомной энергии.
Потребуйте предоставить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена на федеральном уровне.
Кстати, в контракте рекомендуем прописать, что заказчик вправе отказаться от контракта в одностороннем порядке, если подрядчика во время исполнения обязательств исключат из СРО.
Важно требование: наличие в СРО, где состоит участник, компенсационного фонда. Причем размер обязательств по всем договорам, которые исполняет участник, не должен быть больше уровня его ответственности по компенсационному фонду.
При закупке строительных и ремонтных работ установите к участникам единые и дополнительные требования. Претенденты должны представить выписку из реестра СРО, а в отдельных случаях – лицензию. Читайте, в каких случаях и какие требования установить к участникам закупок.
Узнать больше
Сколько действует выписка из СРО по 44-ФЗ
Выписка предоставляется из реестра членов саморегулируемой организации. Такой список ведет каждая СРО. Сведения о подрядчике вносят в перечень в тот же день, когда принято решение о включении в СРО. Подробный порядок ведения реестра и исключения из него компаний и ИП смотрите в ст. 55.17 ГрК РФ.
О каждой компании в реестре содержится следующая информация: информация об ИП или компании, данные о праве на выполнение определенных работ, уровень ответственность члена СРО по договорам.
Выписка из реестра предоставляется в течение 3 рабочих дней после запроса. Срок ее действия — 1 месяц. Форму выписки смотрите в Приказе Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86.
На что обратить внимание в выписке из реестра СРО
Проверяя выписку, обратите внимание на дату выдачи. Указанный выше срок в 1 месяц отсчитывается от окончания срока подачи заявок. Часто участники отсчитывают месячный период от подачи своей заявки, а не от окончания общего срока подачи предложений. В результате предоставляют просроченную выписку.
Просмотрите информацию организации, выдавшей выписку. Проверьте ее по госреестру СРО. Все легально работающие саморегулируемые организации должны быть в этом списке. Он ведется на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В графе 3 проверьте, не исключили ли участника из состава саморегулируемой организации. В графе 4 обратите внимание, на выполнении каких работ компания или ИП имеют право. В графе 6 проверьте, как соотносится указанный уровень ответственности той цене контракта, которую предложил участник. Если цена больше показателя ответственности, заказчик имеет право отклонить заявку.
Учтите, что если изначально НМЦК была больше 3 млн руб., но в ходе процедуры снижения цены стала ниже этого показателя, отклонить вторую часть заявки из-за отсутствия допуска СРО заказчик не может.
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103372-qqq-19-m5-trebovanie-sro-v-auktsione-po-44-fz-s-1-iyulya-2018