Общественное обсуждение закупок по 44 фз с какой суммы 2017
Общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ
Расскажем о том, кто может принимать участие в обсуждении закупок, какие параметры проверяет общественное обсуждение закупок, поговорим об этапах и сроках проведения общественного обсуждения.
Общественное обсуждение закупок – необходимый этап в процессе заключения госконтракта по схеме, предусмотренной в 44-ФЗ.
Общественное рассмотрение является одной из форм общественного контроля при осуществлении закупок для муниципальных и государственных нужд.
Согласно действующему законодательству, подобная форма контроля применима в тех случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта с единственным поставщиком превышает 1 миллиард рублей.
Сроки проведения общественного обсуждения
Общественное обсуждение крупных закупок считается начатым в том момент, когда информация о госконтракте появилась на официальном сайте.
После этого начинаются слушания, которые должны закончиться за 3 суток до установленного дедлайна – момента, после которого выбор поставщика уже не может быть отменен.
Общий срок не оговорен, слушания могут начаться за несколько лет до начала действия самого контракта в случаях, когда речь идет об особо крупных контрактах. Кроме того, оговорено, что срок проведения обсуждений в рамках первого этапа не может быть меньше 20 дней.Результаты, полученные во время слушаний, могут стать причиной для внесения существенных изменений в предполагаемый контракт.
Кто может принимать участие в обсуждении закупок
Общественные обсуждения по 44-ФЗ должны отражать позицию всех возможных слоев населения. В связи с этим, законодательством установлено, что в процессе рассмотрения контракта могут участвовать следующие группы лиц:
- Физические лица;
- Юридические лица без ограничений по организационной форме;
- Индивидуальные предприниматели.
Все участники слушаний наделены специальными правами.
В частности, они могут проводить мониторинг, запрашивать у муниципальных органов все необходимые информационные документы, инициировать контрольные мероприятия и вносить изменения в госконтракт.
Особо важная задача состоит в том, чтобы выявить закупки с избыточными свойствами или предметами роскоши, не имеющими непосредственного отношения к самой теме контракта, но указанными в качестве статьи расхода средств.
Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ
Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться.
Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки. Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.
Чек-лист поможет определить готовность к проведению электронных закупок »
Какие параметры проверяет общественное обсуждение закупок?
Общественные слушания направлены на выявление явных и скрытых ошибок в государственных контрактах. В ходе обсуждения члены комиссии проверяют несколько основных составляющих контракта.
Особое внимание уделяется следующим параметрам:
- Верно указанный предмет закупки. Соответствие предмета и указанного кода ОКПД;
- Доступность, понятность и прозрачность всей документации по контракту;
- Полнота информации о способах обеспечения контракта (должны быть указаны все источники);
- Наличие ошибок при расчёте стоимости;
- Адекватность (реальность) указанных сроков выполнения;
- Обоснованность требования к участникам контракта;
- Адекватность требований, предъявляемых к ТРУ.
Согласно 44-ФЗ, обсуждение контракта не должно носить формальный характер. Все требования и замечания, произведенные в ходе слушаний, должны быть учтены в обязательном порядке.
Этапы проведения общественного обсуждения госконтрактов
Слушания и рассмотрения контрактов в области государственных и муниципальных закупок не имеют четкой формы или структуры (в этом проявляется несовершенство существующего законодательства, влекущее за собой нарушения), однако обязаны проводиться в два основных этапа.
Первый этап. Рассмотрение проводится на официальном сайте, где представлена информация о госконтракте, а также в рамках очных слушаний. Публичные слушания являются открытыми, заказчик не имеет право каким-либо образом ограничивать доступ граждан к ним. По результатам первого этапа принимается решение об отмене проведения закупки или о продолжении процедуры.
Второй этап. На втором этапе обсуждение на сайте и в рамках очных слушаний уже касается не общей информации, а конкретных данных в документации. В результате второго этапа принимается решение либо об отмене поставщика, либо о продолжении проведения закупки.
Проведение очных открытых слушаний при оформлении закупок по 44-ФЗ – это возможность сделать контрактную систему более прозрачной и избежать намеренного завышения стоимости госконтрактов с целью получения дополнительной прибыли.
Ответы на любые рабочие вопросы вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Оформить подпискуИсточник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102224-qqq-16-m11-10-11-2016-obshchestvennoe-obsujdenie-zakupok-po-44-fz
12 основных изменений в госзакупках с 2017 года
Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
1. Отложенные изменения
С 1 января 2017 года вступают в силу следующие положения Закона № 44-ФЗ, введение в силу которых было отсрочено.
ЕИС контролирует достоверность информации о закупках
Единая информационная система путем взаимодействия с иными информационными системами обеспечивает контроль за соответствием:
- информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, — информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
- информации, включенной в планы-графики закупок, — информации, содержащейся в планах закупок;
- информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, — информации, содержащейся в планах-графиках;
- информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), – информации, содержащейся в документации о закупках;
- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, — информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контракта.
Основание: п. 2 ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ.
Требования к обязательному общественному обсуждению закупок
Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года
Какие права приобрели заказчики? Какую новую ответственность возложили на поставщиков? Другие важные изменения в одной видеолекции
Смотреть
Начинают действовать требования Закона № 44-ФЗ к обязательному общественному обсуждению закупок, согласно которым Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок.
Кабинет министров, в свою очередь, установил это Постановлением от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Оно гласит, что обязательному общественному обсуждению подлежат закупки при начальной цене более 1 млрд. рублей.
До 2017 года этот вопрос регулировал Приказ Минэкономразвития России от 30.10.
2015 № 795 «Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей» (теперь утратил силу).
Основание: ст. 20 Закона № 44-ФЗ.
Запрещается проводить закупки, отсутствующие в плане-графике
Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
До 2017 года государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок и оплачиваются в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств на основании п. 2 ст. 72 БК РФ.
Основание: ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.
Название закупки должно выбираться по специальному каталогу
Наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Законом № 44-ФЗ, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Каталог должен быть размещен в ЕИС.
Основание: ч. 4, 5 ст. 23 Закона № 44-ФЗ.
В документации о закупке нужно указывать ее идентификационный код
Идентификационный код закупки должен быть указан:
- в извещении об осуществлении закупки;
- в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
- в реестре недобросовестных поставщиков;
- при формировании информации и документов для включения в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.
Основание: п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148.
В этом видеосовете эксперт по торгам Грузин С.В., автор вебинара «Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года», расскажет как с 2017 года формируется идентификационный код закупок.
2. Совершенно новые изменения
С 1 января 2017 года вступают в силу следующие изменения в сфере закупок, внесенные как в сам Закон № 44-ФЗ, так и введенные постановлениями и распоряжениями кабинета министров.
Унитарные предприятия переводятся на Закон № 44-ФЗ
С 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия проводят закупки на основании требованиями Закона № 44-ФЗ, а не 223-ФЗ. Но есть 3 исключения.
Первыми двумя исключениями являются закупки на основании Положения о закупке по Закону № 223-ФЗ, принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в ЕИС:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юрлицами, в том числе иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории России в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия (за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного с единственным поставщиком, который определен Президентом РФ или Правительством РФ).
Кроме того, на Закон № 44-ФЗ не переходят ФГУП, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.
Основание: ч. 2.1. ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
Расширен перечень товаров, работ и услуг, подлежащих нормированию
Правительство внесло изменения в свое постановление от 02.09.2015 № 927, в котором во исполнение ст.
19 Закона № 44-ФЗ («Нормирование в сфере закупок») содержатся требования к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).
Во-первых, согласно поправкам, требования распространяются также на ФГУПы.
Во-вторых, сам обязательный перечень нормируемых требований изложен в новой редакции, в которой, например, появились требования к услугам такси, аренде и лизингу легковых автомобилей.
Основание: Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 № 1270.
Вводится ряд типовых условий для госконтрактов с малым бизнесом
Разработаны типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО.
В документе 2 раздела:
1) условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя).
В частности, он обязан:
- привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса, социально ориентированных НКО в объеме не менее 5% от цены контракта;
- в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику: декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к указанным субъектам, а также копию договора, заключенного с субподрядчиком, соисполнителем;
- оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы, оказанные услуги, отдельные этапы в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, работы, услуги, отдельного этапа.
2) условие о правах поставщика (подрядчика, исполнителя). Оно всего одно, но жесткое: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств по договору с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заменить субподрядчика, соисполнителя на другого.
Основание: Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466.
Мониторинг в сфере закупок проводится по правительственным правилам
Начинают действовать утвержденные правительством:
- правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
- требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления такого мониторинга.
В правилах сказано, что мониторинг обеспечивается Минэкономразвития РФ, осуществляется с использованием ЕИС и проводится на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации:
- об осуществлении закупок, в т.ч., о реализации планов закупок и планов-графиков, содержащейся в ЕИС;
- поступающей в Минэкономразвития РФ от федеральных органов исполнительной власти;
- содержащейся в письмах и обращениях, поступающих в Минэкономразвития РФ от федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, граждан, организаций, в том числе общественных объединений, объединений юрлиц, включая результаты общественного контроля;
- о вступивших в законную силу судебных решениях и судебных актах, касающихся осуществления закупок;
- содержащейся в иных открытых источниках.
Основание: Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193.
Подробнее о целях мониторинга в закупках смотрите в видеосовете нашего эксперта Грузина С.В., автора вебинара «Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года».
Граждане направляются на лечение за рубеж заключением прямого контракта с иностранной клиникой
Закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами территории РФ в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.
Названные правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.11.2013 № 1011 «Об утверждении Правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».
Основание: п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Введена значимость критериев оценки заявок по строительству особо опасных и сложных объектов
Правила оценки заявок (Постановление Правительства РФ от 28.11.
2013 № 1085), а именно, позиция 3 (Отдельные виды товаров, работ, услуг) дополнена субпозицией следующего содержания: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения:
- минимальная значимость стоимостных критериев – 80%;
- максимальная значимость нестоимостных критериев — 20%.
Основание: Постановление Правительства РФ от 14.11.2016 № 1184 (действует с 25.11.2016).
Появилась шестая электронная площадка
Российский аукционный дом (www.auction-house.ru) стал шестой электронной площадкой, на которой возможно проведение аукционов в электронной форме по Закону № 44-ФЗ.
Основание: Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2016 № 2933-р, от 04.12.2015 № 2488-р.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1501
Порядок проведения общественного обсуждения закупок
Закон уделяет вопросу обязательного обсуждения одну небольшую статью. Однако принятые правительством Правила существенно дополняют и расширяют закон. Поговорим о тех действиях, которые необходимо предпринять заказчику, чтобы выполнить все необходимые требования.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Общий порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки устанавливается статьей 20 Закона о контрактной системе. Начало публичному рассмотрению задает размещение в Единой информационной системе (ЕИС) плана закупок, если в его содержании указаны подлежащие такому мероприятию процедуры. Окончание должно оставлять заказчику возможность отменить закупку.
Полномочия по определению случаев и уточнению порядка проведения рассмотрений переданы правительству и региональным законодателям. С начала 2019 года вступили в действие подробные Правила обсуждений (утверждены ПП от 22.08.2016 № 835).
Действующим порядком установлено, что обязательное общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ проводится заказчиком при единовременных случаях:
- превышения размера начальной (максимальной) цены контракта в 1 млрд рублей;
- выбора конкурентного способа закупки;
- отсутствия признаков исключений.
Исключения и правила при обсуждении
Некоторые условия обозначены в Правилах как исключения. Заказчику проводить общественное рассмотрение не надо, если его закупка:
- закрытого типа;
- относится к гособоронзаказу;
- проводится как повторный конкурс или аукцион по ч. 4 ст. 71 или как запрос предложений;
- осуществляется через запрос котировок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧП.
Но если есть исключения, то есть и правила для всех остальных случаев. Закон говорит, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчик получает возможность:
- изменить план закупок, план-график или документацию;
- отменить определение поставщика.
Подлежащие рассмотрению закупки невозможно осуществить без указанного мероприятия.
Обязательное общественное обсуждение проводится в 2 этапа. В обоих этапах могут принимать участие любые лица, которые прошли соответствующую регистрацию в ЕИС.
Первый этап
Включает в себя обмен мнениями через специальный раздел ЕИС и очные слушания. Напомним, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается со дня размещения в ЕИС плана закупок.
С этого момента и в течение не менее 20 дней участники высказывают замечания и предложения. Свой ответ на них заказчик размещает в течение 2 дней.
Затем, не позднее чем через 10 дней, заказчик проводит очные публичные слушания. Со стороны участников присутствовать может любое заинтересованное лицо. Со стороны заказчика присутствуют руководитель или его заместители, руководитель контрактной службы. Они дают ответы на поступившие вопросы.
Информация с данными по слушаниям публикуется им не менее чем за 5 дней.
В течение 2 дней после слушаний по каждой закупке заказчик размещает протокол с вопросами и ответами и со своим решением по закупке.Если решением заказчика процедура не отменена и ее подготовка продолжена без внесения изменений в планы, извещение и документация о закупке публикуются заказчиком в предусмотренные планом сроки.
Второй этап
Со дня размещения извещения и документации в ЕИС начинается второй этап. Участниками рассматривается в ЕИС документация заказчика. Заказчик дает свои ответы на замечания также в течение 2 дней.
При этом обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается за 3 дня до того срока, при котором у заказчика сохраняется возможность отменить закупку.
Протокол по второму этапу заказчик публикует с соблюдением аналогичных первому этапу правил, т. е. в течение 2 дней после завершения этапа.
Итоги первого и второго этапов идентичны. Заказчик обладает правом в отношении закупочной процедуры:
- отменить;
- продолжить без внесений изменений;
- проводить с изменениями документов.
Ответственность за неисполнение
Протоколы по результатам обоих этапов с помощью технических средств ЕИС доводятся до сведения контролирующих финансовых органов.
Допущенные заказчиком нарушения автоматически фиксируются в ЕИС. В специализированном разделе появляется актуальная информация о случаях несоблюдения установленных правил.
Статьей 7.29.3 КоАП установлен штраф виновных за нарушение порядка или сроков проведения должностных лиц в размере 30 000 руб.
Источник: https://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie
Общественное обсуждение закупок
В качестве формы общественного контроля закупок для государственных и муниципальных нужд введено общественное обсуждение закупок. Случаи и основные требования к порядку обязательных общественных обсуждений закупок установлены Законом о контрактной системе[1].
До 2015 года порядок обсуждения закупок устанавливался Приказом Минэкономразвития РФ № 578[2].
Общественное обсуждение закупок применимо, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ЕП), превышает 1 млрд руб. Случаи и порядок проведения обсуждения закупок с 2016 года устанавливаются Правительством РФ.
Однако для обеспечения нужд субъектов РФ или муниципальных нужд законодательство субъектов РФ, муниципальные нормативные правовые акты могут определять также иные случаи и порядок проведения общественного обсуждения закупок как в 2015 году, так и в последующий период.
Действия общественного контролера при выявлении нарушений
При выявлении нарушений общественный контролер при помощи специального функционала официального сайта[3] сформулирует и разместит свои вопросы, замечания или предложения. При получении аргументированного ответа от заказчика он либо соглашается с доводами, либо продолжает обсуждение.
Если ответ не получен в установленный срок (согласно Приказу Минэкономразвития РФ № 578 в течение двух дней), возникает основание для обжалования действий заказчика в Росфиннадзоре или ФАС.
Началом общественного обсуждения закупки считается дата ее размещения на официальном сайте планов закупок. Обсуждение завершается за три дня до дедлайна – даты, не позднее которой определение поставщика может быть отменено в соответствии со ст. 36 Закона о контрактной системе.
Результат обязательного общественного обсуждения закупок может стать причиной внесения изменений в план закупок, план-график, документацию о закупках, а также отмены самой закупки.
Кто имеет право участвовать в обсуждении закупок
Обсуждение закупок – это одна из форм общественного контроля, поскольку соответствует целям общественного контроля: содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждение, выявление нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях. Согласно ст. 102 Закона о контрактной системе осуществлять общественный контроль, в частности принимать участие в обсуждении закупок, могут на равных условиях любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения, любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
В документации должно быть указано на необходимость общественного обсуждения закупки, если цена контракта превышает 1 млрд руб.
При этом общественные объединения и объединения юридических лиц наделены специальными правами. Они могут направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, проводить мониторинг закупок и оценивать эффективность закупок, инициировать контрольные мероприятия и т. д.При проверке общественные контролеры в первую очередь смотрят, указано ли в плане-графике на необходимость обсуждения закупки: такая информация должна содержаться в столбце 6 со ссылкой на дату и номер протокола (требование Приказа Минэкономразвития РФ № 544, Федерального казначейства № 18н от 20.09.2013).
У закупки не должно быть избыточных свойств
Проверяющие анализируют планы-графики, а впоследствии и планы закупок, опубликованные на официальном сайте госзакупок. Цель – выявление закупок с избыточными свойствами и на предметы роскоши («золотые кровати»[4]). Примеров отмены таких сомнительных закупок предостаточно.
В основном настораживают закупки, связанные с приобретением дорогих иномарок, но могут вызвать подозрение и закупки других товаров, работ и услуг (ТРУ). Например, на сайте «За честные закупки» (www.zachestnyezakupki.onf.
ru) размещена информация об отмене приобретения услуг по организации питания и обслуживания мероприятия – приема главами органов местного самоуправления муниципального района, посвященного обобщению итогов деятельности муниципального района за 2014 год. Дефицит бюджета данного района на 2015 год был утвержден в размере 1 500 000 руб.
При этом стоимость контракта составила 163 733 600 руб. В техническом задании (ТЗ) даже было предусмотрено наличие алкогольной продукции во время торжественного приема.
Сроки очень важны
Проверяется срок обсуждения закупок на официальном сайте. В рамках первого этапа обсуждения закупок он должен составлять не менее 20 дней.
Сроки размещения закупки, указанные в извещении, тоже находятся под пристальным вниманием общественных контролеров. В Рекомендациях для проверяющих[5], например, указано, что заказчики нередко сокращают сроки проведения процедуры, пытаясь завершить ее перед длительными праздниками, что явным образом нарушает законодательство.
Иногда закупка размещается накануне выходных или праздничных дней, тем самым сокращается фактическое время на подготовку заявок, что может существенно сузить круг потенциальных участников. Для расчета планируемых сроков всей процедуры можно воспользоваться бесплатным онлайн-калькулятором на сайте НАИЗ (www .naiz.org /fz44).
Предмет закупки должен быть верно указан
Общественные контролеры следят, чтобы предмет закупки и введенный код ОКПД соответствовали друг другу, иначе будет затруднен поиск лота, что может привести к ограничению конкуренции.
Заказчику следует обратить внимание, что согласно нормативным документам по контрактной системе Классификатор ОКДП[6] утрачивает силу с 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст, утвердившего новый классификатор[7].
Предмет закупки должен быть указан с использованием ключевых слов и отражать суть закупки.
Предмет закупки должен указываться с использованием ключевых слов и отражать суть закупки.
Название предмета закупки без использования ключевых слов, например лот № 13 или закупка для государственных нужд, – тоже сигнал для общественных контролеров, чтобы обратить пристальное внимание на закупку.Завуалированные названия приводят к ограничению конкуренции: закупка как бы «затачивается» под одного поставщика, знающего, в чем заключаются государственные нужды и что такое лот № 13.
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки могут выделяться лоты. Участник подает заявку в отношении определенного лота. Количество участников ограничивать нельзя.
Однако Закон о контрактной системе не регламентирует порядок объединения ТРУ в один лот. Четких критериев определения функциональной и технологической связи между ТРУ нет.
Существуют отдельные разъяснения госорганов (например, по строительству комплексных объектов) и примеры судебных постановлений.
Чтобы сократить число конкурентов для своих поставщиков, некоторые заказчики укрупняют или объединяют лоты. Данное нарушение встречается при любом способе закупки.
Однако существует запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (ТРУ), технологически и функционально не связанной с ТРУ, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов[8].
Один из признаков такого объединения – отнесение ТРУ к разным группам ОКВЭД или ОКДП.
Поэтому зачастую возникают трения: заказчик считает, что объединение предметов закупки в один лот возможно и оно не приводит к ограничению количества участников закупки (например, объединение в одну закупку изделий медицинского назначения и лекарственных средств), а контролер считает, что это нарушение.В разъяснениях, опубликованных на сайте «За честные закупки», указывается, что данный вопрос разрешается с учетом принципа запрета ограничения конкуренции, в соответствии с которым запрещается ограничивать конкуренцию между участниками торгов путем включения в состав лотов ТРУ, технологически и функционально не связанных с ТРУ, которые являются предметом торгов. Но законом не установлено однозначных критериев технологической и функциональной связи, что ведет к проблемам и злоупотреблениям со стороны заказчиков. Например, предметом контракта является изготовление расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство, реконструкцию разводящих сетей водопровода. В документации указано:
- ТЗ на изготовление расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство, реконструкцию разводящих сетей водопровода;
- ТЗ на производство инженерно-геологических изысканий;
- ТЗ на производство инженерно-геодезических изысканий.
Технические работы на производство инженерно-геодезических изысканий не связаны функционально и технически с изготовлением расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство и реконструкцией сетей водопровода. На каждый вид этих работ должны быть объявлены отдельные торги. Объединение их в один лот – нарушение п. 3 ст. 17 Федерального закона № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».
Однако с корректностью укрупнения или объединения лотов не всегда все однозначно.
Например, проведение закупки на разработку проектно-сметной документации и строительство объекта контролерами обычно рассматривается как два разных вида бизнеса, которые требуют различных лицензий СРО.
Но следует заметить, что существуют и EPC-контракты[9], в которых объединяются и разработка проекта, и дальнейшее строительство.
Документация должна быть понятна и доступна
Если общественный контролер не сможет скачать все документы о закупке для проверки наличия пустых папок или незаполненных разделов, он расценит это как нарушение.
Зачастую заказчик при архивации документов для размещения их на официальном сайте «забывает» опубликовать какой‑нибудь файл архива, что делает распаковку невозможной. Невозможность ознакомления с документацией – нарушение.
Пример такого нарушения – заявка муниципального учреждения «Управление строительства» на выполнение работ по организации строительства и выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта «Жилое здание», размещенная на сайте «За честные закупки».
Стоимость контракта – 101 795 025 руб. Однако некоторые заархивированные документы (сметы, чертежи) открыть невозможно. Выявленное контролерами нарушение классифицируется так: затрудняет поиск заказа в базах.
Способы обеспечения исполнения контракта должны указываться все
При содержательном анализе документации общественные контролеры обращают внимание на обеспечение исполнения контракта. Согласно п. 7 ст.
42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должены быть указаны размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Однако иногда заказчики отражают только один из возможных способов обеспечения – перечисление денежных средств, игнорируя банковскую гарантию. Если законом предусмотрены оба способа обеспечения, то в документации их обязательно следует указывать.
При расчете размера обеспечения тоже возможны ошибки: нужно учитывать НМЦК, наличие аванса, антидемпинговые меры и т. д. Для проверки правильности расчета обеспечения заказчик может воспользоваться специальным бесплатным онлайн-калькулятором. Такой сервис есть на специализированных ресурсах, например на сайте АЮДАР – www.audar-info. ru/info/calculator/rok.
Ошибки при расчете цены контракта
Как следует из Рекомендаций для проверяющих, при анализе НМЦК общественные контролеры в первую очередь должны обращать внимание на наличие ее обоснования. Данное указание не случайно: зачастую заказчики не публикуют обоснование на официальном сайте или делают это формально, отражая цену только одного из поставщиков.
А случается, что «танцуют» от цены аффилированной компании, используя для анализа данные уже не существующих конкурентов.
Пример – заявка на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование программ для ЭВМ с дистрибутивом, размещенная петербургским бюджетным учреждением здравоохранения, которая попала под пристальное внимание народных контролеров, в частности, из‑за неправильного обоснования НМЦК: цена была рассчитана на основе предложений поставщиков, которые ушли с рынка, а также «своих» участников.
Источник: https://www.audar-press.ru/obsuzhdenie-zakupok
Правила проведения обязательных общественных обсуждений закупок и ответственность за их нарушение
Одним из нововведений закона о контрактной системе стали обязательные общественные обсуждения закупок. Они выступают формой общественного контроля за соблюдением правовых норм.
Правовое регулирование
Согласно вступившим изменениям в 44-ФЗ, с января 2017 года общественное обсуждение закупок носит обязательный характер.
Правила проведения обязательных общественных обсуждений закупки установлены самим 44-ФЗ, где им посвящена небольшая отдельная статья 20, А Также они должны опираться на Постановление Правительства от 2016 года №835.
В процессе планирования и осуществления закупок, которые подвергаются общественным обсуждениям, должны соблюдаться:Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- требования российского законодательства;
- законодательство о контрактной системе;
- федеральные и государственные программы;
- программы субъектов РФ;
- муниципальные программы;
- международные целевые программы;
- правительственные постановления;
- поручения органов исполнительной власти;
- требования о нормировании в области госзаказа.
В каких случаях проводятся обязательные общественные обсуждения закупок
Обязательное общественное обсуждение закупок, согласно ст. 20 44-ФЗ, проводится в случае, если максимальная цена заключаемого договора превышает порог в 1 млрд руб. При этом данное требование распространяется только на торги, которые проводятся в конкурентной форме: в частности, в форме открытого аукциона или конкурса.
Исключение составляют ситуации проведения закрытых закупочных процедур. В этом случае общественные слушания не предполагаются. В перечне исключений также представлены:
- Закупки в рамках гособоронзаказа.
- Проведение повторного конкурса или аукциона (в том числе в электронной форме), если первые закупки не состоялись (на них не было подано ни одной заявки или все заявки были признаны недействительными) .
- Проведение запроса котировок для оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайного характера (согласно ст. 82 44-ФЗ).
Обязательное общественное обсуждение закупки начинается с момента публикации в ЕИС закупочных планов, содержащих сведения о торгах и предполагающих осуществление подобного контроля.
Заканчивается данная процедура в тот момент, когда заказчик уже не вправе отменить торги. Эти сроки зависят от того, в какой форме проводится закупка. Например, для конкурсов и аукционов они составляют 5 дней до окончания приема заявок.
Правила проведения
Обязательное общественное обсуждение может проводиться в отношении закупок, которые осуществляют:
- Государственные и муниципальные заказчики.
- Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки из средств государственного бюджета.
- Автономные учреждения, которые осуществляют деятельность по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ.
- Юридические лица, которые не являются государственными и унитарными предприятиями (ГУПами и МУПами).
- ГУПы и МУПы регулируются ч. 5 ст. 15 44-ФЗ.
- Бюджетные, унитарные и автономные предприятия, проводящие закупки на основании ч. 6 ст. 15 44-ФЗ.
- Учреждения, которые уполномочены осуществлять централизованные закупки.
Общественные обсуждения проводятся в два этапа:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- В ЕИС.
- Через очные слушания.
Общие сроки обсуждений на указанных этапах составляют не менее 20 дней.
Обсуждать закупку вправе любые заинтересованные физические и юридические лица, а также органы исполнительной власти.
Для того чтобы принять непосредственное участие в общественном обсуждении, юридическим и физическим лицам предстоит регистрация на официальном сайте в ЕИС. Для данных целей здесь есть специальный раздел «Обязательное общественное обсуждение закупок».
В данном разделе участники могут оставлять комментарии по вопросу проведения отдельных закупок и их особенностей. Первоначально отправленные предложения и замечания должны пройти предварительную проверку, и только потом они публикуются в открытом доступе на сайте.
За проверку сообщений отвечает оператор ЕИС.
Первый этап: обсуждение в ЕИС
На первом этапе сторонам контроля необходимо ознакомиться со сведениями, которые содержатся в плане закупок. Он должен быть размещен в открытом доступе в ЕИС.
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/obsestvennue-obsuzdeniy.html