С какой периодичностью проходят курсы повышения квалификации гражданских служащих

Содержание

Повышение квалификации государственных служащих: профессиональная переподготовка, обзор учреждений

С какой периодичностью проходят курсы повышения квалификации гражданских служащих

Практика постоянного развития, обновления имеющихся знаний и навыков сегодня становится традиционной для большинства сфер профессиональной деятельности.

Технологии и информация меняются так быстро, что каждому специалисту приходится регулярно модернизировать свои компетенции. Для некоторых категорий работников это становится обязательным требованием, подкрепленным законодательно.

Речь в данном случае идет о повышении квалификации и переподготовке государственных служащих.

Государственные служащие

Показателем профессионализма специалиста на государственной службе являются определенные знания, навыки и умения, демонстрирующие уровень его компетентности. Система повышения квалификации государственных служащих направлена на их постоянное обновление и усовершенствование.

В число необходимых знаний входят сведения в области политологии, менеджмента, экономики, социологии, а также понимание конкретных целей и обязанностей в рамках замещаемой должности.

Владея профессиональными знаниями, служащий должен быть готов применить их на практике, например проанализировать административную ситуацию и предложить пути ее разрешения.

Навыки приобретаются в ходе регулярного выполнения служебных обязанностей, в типичных ситуациях. Автоматизм некоторых действий значительно экономит время и минимизирует ошибки.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих

Согласно нормам действующего законодательства, профессиональное развитие гражданского служащего должно осуществляться в течение всего периода пребывания на государственной должности. В понятие «профессиональное развитие» включают:

  • повышение квалификации государственных гражданских служащих;
  • переподготовку;
  • стажировку.

Госслужащие участвуют в данных мероприятиях при назначении на иную должность, аттестации, переходе в категорию руководящих сотрудников, поступлении на службу, по решению нанимателя.

Служащий может выбрать: пройти обучение в России или за ее пределами, с отрывом от работы или без.

Услуги по повышению квалификации оказывают организации дополнительного профобразования.

Постановление правительства о повышении квалификации государственных служащих

Нормативно требования к мероприятиям по профессиональному развитию служащих были установлены в 2008 году. Документ был принят на уровне российского правительства.

Организациям, реализующим программы профессионального дополнительного образования, разрешено самостоятельно определять их содержание и используемые технологии. При этом должны в первую очередь учитываться запросы госоргана, по инициативе которого осуществляется обучение. В образовательном процессе могут применяться дистанционные технологии и электронное обучение.

Одно из условий – упор на практическую ориентированность занятий. Лекции должны занимать не более 30 % учебного времени.

Формы итоговой аттестации определяются образовательной организацией самостоятельно. Результаты ее успешного прохождения отражаются в удостоверении о повышении квалификации или дипломе о переподготовке.

Повышение квалификации

Существует ряд требований к этому направлению профессионального развития. Повышение квалификации государственных гражданских служащих организуется в целях формирования у них определенных компетенций либо совершенствования уже имеющихся. Речь идет о знаниях и навыках, необходимых для выполнения служебных задач.

Установлены минимальные сроки освоения учебных программ. Ранее они составляли 72 часа, затем планка была снижена до 16.

В случае если объем программы составляет более 72 часов, служащему по согласованию с работодателем могут быть зачтены некоторые тематические разделы. Это возможно, если ранее он уже повышал свою квалификацию (не более 3 лет назад) по соответствующей программе.

Профессиональная переподготовка

Переподготовка представляет собой более масштабное мероприятие, и требования к ее проведению заметно отличаются от механизмов повышения квалификации государственных служащих.

Сотрудник оказывается перед необходимостью пройти такое обучение в случае, если ему предстоит выполнение принципиально новых профессиональных задач.

Продолжительность обучения по программам переподготовки должна быть не менее 250 часов. По итогам слушатель курсов получает диплом о профессиональном дополнительном образовании с указанием полученной квалификации.

Это позволяет ему претендовать на занятие должностей, для которых установлены специальные квалификационные требования.

Решение о переподготовке служащих, находящихся на должностях «высшей» и «главной» группы, а также относящихся к категории руководителей, принимается непосредственно главой государственного органа.

Тематика и направления образовательных программ

Проблематика программ дополнительного образования для госслужащих во многом зависит от направления их деятельности. Большую роль играют и новые законодательные инициативы. Министерство труда ежегодно составляет перечень тем, наиболее востребованных для повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

В текущем году в этот список вошло 8 направлений подготовки:

  • управление общественными финансами;
  • проектная деятельность;
  • современные технологии государственного управления;
  • социальное и экономическое развитие РФ;
  • эффективная контрольная(надзорная) деятельность;
  • обеспечение национальной безопасности;
  • использование цифровых технологий;
  • законотворческая деятельность и нормативно-правовое регулирование.

Академия госслужбы и народного хозяйства

Подготовка и повышение квалификации государственных служащих осуществляются во многих организациях дополнительного образования. Однако есть в этом списке и признанные лидеры, традиционно обеспечивающие высокий уровень обучения.

  Аффиксация — это что? Понятие и способы аффиксации

Одним из таких заведений является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС). Ежегодно здесь проходят курсы повышения до 45 % гражданских муниципальных и госслужащих.

Перед началом обучения проводится специальная личностная диагностика и оценка профессионального потенциала. На их основе формируется профессиональная траектория (индивидуальный план развития). программ постоянно обновляется, слушатели проходят стажировки в России и за рубежом. Направления подготовки: менеджмент, международные отношения, управление персоналом, госуправление, юриспруденция.

В академии осуществляется также аттестация государственных служащих и претендентов на замещение соответствующих должностей.

Адрес РАНХиГС: Пречистенская наб., 11.

Высшая школа госуправления

В структуре президентской академии действует несколько подразделений, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих. Одним из них является Высшая школа госуправления (ВШГУ), созданная в 2013 году. Среди ключевых направлений ее деятельности:

  • оценка компетенций претендентов на должности госслужбы;
  • внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс;
  • усовершенствование компетенций гражданских служащих;
  • внедрение инновационных кадровых технологий, систем диагностики и оценки управленческого потенциала;
  • проведение аттестации государственных служащих;
  • экспертно-аналитическая работа по сопровождению органов управления;
  • международное сотрудничество и обмен опытом в сфере государственного управления.

Институт госслужбы и управления

В 2011 году в структуре РАНХиГС появился новый институт. В задачи Института управления и государственной службы входила подготовка высококвалифицированных управленцев, способных решать нестандартные задачи, принимать оперативные решения в сложных ситуациях.

Еще одним важным направлением работы стало повышение квалификации федеральных государственных служащих, направленное на приобретение системных знаний и компетенций.

Среди преподавателей института не только отечественные специалисты, но и профессора из ведущих мировых университетов. Обмену опытом государственного управления способствует обучение в институте иностранных слушателей.

По заказу госкорпораций сотрудники института готовят экспертные заключения о перспективах использования зарубежного опыта государственной службы.

Институт национальной безопасности и права

При разработке программ дополнительного образования необходимо учитывать требования к повышению квалификации государственных служащих, установленные законодательством, а также тематические направления, определенные в качестве приоритетных.

В Институте права и национальной безопасности РАНХиГС представлено более 30 программ повышения квалификации госслужащих разной продолжительности и формата учебного процесса (очно, очно/заочно, дистанционно). Продолжительность – от 16 до 72 часов.

Тематика образовательных программ довольно широка:

  • формы противодействия коррупции;
  • национальная безопасность;
  • корпоративное управление;
  • правовые основы нормотворчества;
  • профилактика терроризма;
  • реализация государственных программ;
  • эффективный менеджмент;
  • кадровые технологии и безопасность;
  • регулирование миграционных процессов;
  • деловая коммуникация и урегулирование конфликтов и др.

Также в институте можно пройти переподготовку (от 250 до 1800 часов) по направлениям:

  • переводчик в сфере экономической и национальной безопасности;
  • юрист в области цифровой экономики;
  • национальная безопасность и государственное управление.

Межрегиональный ресурсный центр Санкт-Петербурга

Крупные центры повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих расположены не только в Москве, но и в Северной столице.

Одно из таких учреждений – Санкт-Петербургский ресурсный межрегиональный центр. Это учебный центр администрации губернатора для госслужащих различных управленческих структур.

Каждый год здесь проходят обучение более 2,5 тысячи специалистов разного уровня.

Центр реализует более 40 обучающих программ по 11 темам, являющихся приоритетными как для Санкт-Петербурга, так и для других регионов. Среди них:

  • государственные услуги и контроль;
  • деловая культура;
  • закупки и бюджетная политика;
  • экология;
  • национальная безопасность;
  • социальная сфера;
  • управление проектами;
  • делопроизводство и кадровая политика;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • городское хозяйство;
  • противодействие коррупции.

Продолжительность курсов – от 16 до 120 часов.

Университет переподготовки

Бывают ситуации, когда специалист на госслужбе не имеет возможности пройти обучение с отрывом от работы и отправиться на курсы в столицу. В этом случае на помощь приходят организации, реализующие полностью дистанционные программы повышения квалификации государственных служащих.

К ним, например, относится УПКиП. Он предлагает более сорока программ для гражданских служащих. По итогам курсов выдаются соответствующие требованиям удостоверение или диплом установленного образца.

Помимо традиционных направлений подготовки реализуются такие программы, как «Технология работы с обращениями граждан», «Деловой протокол», «Закупочная деятельность и контракты», «Противокоррупционная экспертиза проектов», «Методики работы с обращениями граждан», «Регулирование процессов миграции», «Корпоративное управление», «Контроль финансов», «Социальные услуги и поддержка», «Техническая эксплуатация и управление», «Нормотворчество и правовое регулирование» и многие другие.

Источник: https://liveprosto.ru/education/povyshenie-kvalifikatsii-gosudarstvennyh-sluzhaschih-professionalnaya-perepodgotovka-obzor-uchrezhdeniy/

Как часто должен проходить повышение квалификации гражданский служащий

С какой периодичностью проходят курсы повышения квалификации гражданских служащих

Государственными требованиями предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих может осуществляться с отрывом, с частичным отрывом (до трех рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы. В государственных требованиях раскрыто понятие «стажировка». В частности, стажировкой является изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами, исходя из целей и содержания обучения, и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации). Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются в группах численностью не более 10 человек.
Профессиональная переподготовка и стажировка за рубежом осуществляются индивидуально. Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика.
Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание иностранного языка, на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием. 25 января 2008 г.

Повышение квалификации государственных служащих

Вызывает вопросы положение Закона о возможности получения гражданским служащим дополнительного профессионального образования за пределами территории Российской Федерации.

Для его полноценной реализации требуются разъяснения о приравнивании зарубежных образовательных учреждений высшего и среднего образования к российским образовательным учреждениям, обладающим государственной аккредитацией и имеющим право на ведение дополнительного профессионального образования.

Требует также уяснения вопрос о возможности прохождения стажировки гражданских служащих в зарубежных организациях и о документах, признаваемых в Российской Федерации как подтверждение данных стажировок.9.

Период времени, в течение которого гражданский служащий несет обязанность получать дополнительное профессиональное образование, ничем не ограничен и является периодом всего прохождения им гражданской службы.

Законы рф

Внимание

В силу п.12 Порядка, утвержденного приказом № 499, объем освоения дополнительной профессиональной программы составляет:

  • в случае повышения квалификации — не менее 16 часов;
  • в случае профессиональной переподготовки — не менее 250 часов.

Форма обучения может быть любой, разрешенной законодательством (очной, заочной, дистанционной). Прохождение занятий может осуществляться с отрывом или без отрыва учащегося от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

Как гражданским служащим получить дополнительное образование?

Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362, которым утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих.

Государственные требования введены в действие с 1 января 2009 г. и обязательны для всех образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих обучение гражданских служащих.

Повышение квалификации работников

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.11.

Получение дополнительного профессионального образования гражданским служащим подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения им должности гражданской службы при прочих равных условиях.12.

Гражданскому служащему, получающему дополнительное профессиональное образование, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессионального образования, государственным органом или иной организацией обеспечиваются условия для освоения образовательной программы.

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Государственный орган по управлению государственной службой (Администрация Президента РФ): а) утверждает ежегодно перечень направлений обучения за рубежом; б) формирует и утверждает состав групп гражданских служащих, направляемых на обучение за рубежом; в) согласовывает перечень зарубежных партнеров, участвующих в обучении за рубежом; г) согласовывает учебные планы обучения за рубежом. Представитель нанимателя: утверждает задания на обучение за рубежом с указанием перечня вопросов, подлежащих изучению, в соответствии с образовательными программами обучения за рубежом, а также ожидаемых результатов обучения; представляет в государственный орган по управлению государственной службой задания на обучение за рубежом и документы на гражданских служащих, рекомендуемых для направления на обучение за рубежом по установленным формам.

Государственная и муниципальная служба

В программе, рассчитанной на три года: а) прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений; б) указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации; в) прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Система обучения гражданских служащих должна быть построена на дифференцированном подходе в соответствии с занимаемыми должностями с учетом категорий и групп должностей.

Важно

Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы. 7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития. 9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации. 10.

Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2008-2010 годах».

В соответствии с этим распоряжением приоритетные направления дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации и состав групп гражданских служащих, направляемых за рубеж, утверждаются Администрацией Президента Российской Федерации.

После утверждения Правительством Российской Федерации государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих на соответствующий год размещение государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в 2008-2010 годах за пределами территории РФ будет осуществляться в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является: а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта; б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.
Например, руководство обязано направить на профессиональную переподготовку служащих, замещающих должности на категории:

  • помощники (советники);
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

Только в этом случае возможно их назначение в порядке должностного роста на более высокую должность категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки чиновникам может быть присвоена дополнительная квалификация.

Если же переподготовки не произойдет, они не будут соответствовать установленным требованиям для более высокой категории.

Итоги дополнительного образования После завершения образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки проводится обязательная государственная итоговая аттестация.

Источник: https://advokat-na-donu.ru/kak-chasto-dolzhen-prohodit-povyshenie-kvalifikatsii-grazhdanskij-sluzhashhij/

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется с периодичностью

С какой периодичностью проходят курсы повышения квалификации гражданских служащих

· он проходит аттестацию как член аттестационной комиссии, но не может участвовать в ании

· он должен пройти аттестацию в другой аттестационной комиссии

· на период аттестации гражданского служащего его членство в аттестационной комиссии приостанавливается

· его аттестация переносится до момента выхода из состава аттестационной комиссии

Какое из решений аттестационной комиссии неправомерно?

· соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы и представляется к присвоению первого (очередного) классного чина

· соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста

· соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования

· не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы

Может ли аттестационная комиссия по результатам аттестации гражданского служащего, приняв решение о несоответствии замещаемой должности государственной гражданской службы, рекомендовать представителю нанимателя уволить гражданского служащего?

· не может, так как аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности государственной гражданской службы, а не в целях решения вопроса об увольнении с государственной гражданской службы

· может, так как гражданский служащий, не соответствующий замещаемой должности государственной гражданской службы, подлежит увольнению

· может, так как аттестация гражданского служащего проводится в целях выявления оснований для увольнения гражданских служащих с государственной гражданской службы

· может в качестве исключительной меры

455. Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться:

· по соглашению сторон служебного контракта

· при совершении гражданским служащим дисциплинарного проступка

· после истечения срока пребывания в присвоенном классном чине

· при возникновении у представителя нанимателя сомнений в соответствии гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы

Гражданский служащий состоит в кадровом резерве. Каким образом он может быть назначен на вакантную должность государственной гражданской службы?

· с его согласия по решению представителя нанимателя

· без его согласия, если вакансия открыта в государственном органе, в котором создан кадровый резерв

· с его согласия по решению руководителя кадровой службы государственного органа

· нахождение в кадровом резерве автоматически предполагает согласие на назначение из него на любую вакантную должность

В каком случае проводится квалификационный экзамен?

· при поступлении на государственную гражданскую службу

· при решении вопроса о присвоении классного чина государственной гражданской службы

· при завершении гражданским служащим профессионального образования

· при решении вопроса о повышении размера оплаты труда гражданского служащего

458. Квалификационный экзамен проводится с целью оценки:

· профессионального уровня гражданского служащего

· результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего на основе показателей эффективности и результативности

· надлежащего исполнения гражданским служащим должностных обязанностей

· соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы

459. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется с периодичностью:

· Один раз в три года

· По мере необходимости, но не реже одного раза в три года

· По мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет

· По мере необходимости по усмотрению представителя нанимателя

460. Классификация должностей гражданской службы включает в себя:

· категории и группы

· группы и подклассы

· классы и подгруппы

461. Правильно в иерархическом порядке располагаются группы должностей:

· высшие, главные, старшие, ведущие, младшие

· высшие, главные, ведущие, старшие, младшие

· ведущие, высшие, главные, старшие, младшие

· высшие, старшие, ведущие, главные, младшие

Периодичность повышения квалификации гражданского служащего

Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является: а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта; б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Ст 62 закона о государственной гражданской службе рф

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (Объединенный текст) Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего 1.

Периодичность повышения квалификации государственного гражданского служащего

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. 6. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. 7. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. 8.

Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации. 9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от гражданской службы. 10.

Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются: 1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; 2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; 3) результаты аттестации гражданского служащего. 5.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. 6.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями. 7.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя.

Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего. 1. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку

Источник: https://AstroKamen.ru/povyshenie-kvalifikacii-grazhdanskogo-sluzhashhego-osushhestvljaetsja-s-periodichnostju/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.