Маршрутное транспортное средство пдд
Правила дорожного движения для водителей маршруток, автобусов и троллейбусов
Добрый день, уважаемый читатель.
Общественный транспорт перевозит одновременно большое количество пассажиров, поэтому в России его движение регулируется дополнительными пунктами правил дорожного движения.
Правила предоставляют преимущества при движении для маршруток, автобусов и троллейбусов и именно они и будут рассмотрены в данной статье.
Приступим.
Что такое маршрутное транспортное средство?
В первую очередь рассмотрим понятие маршрутное транспортное средство из пункта 1.2 ПДД:
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Обратите внимание, что в определении есть следующая фраза «движущееся по установленному маршруту». Если общественный транспорт отклонится от установленного маршрута движения, то он перестанет быть маршрутным транспортным средством.
Например, если водитель захочет объехать пробку через дворы, то его автомобиль потеряет перечисленные ниже преимущества маршрутного транспортного средства.
Выделенные полосы для общественного транспорта
Первое преимущество маршруток, автобусов и троллейбусов состоит в том, что именно для них предназначены выделенные полосы для общественного транспорта. Выделенные полосы были рассмотрены в рамках отдельной статьи, поэтому здесь повторяться не буду.
ПДД на выделенных полосах
Напомню лишь, что выделенные полосы обозначаются следующими дорожными знаками:
Начало движения от обозначенного места остановки
Ситуация регламентируется пунктом 18.3 ПДД:
18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Обратите внимание, маршрутки, автобусы и троллейбусы получают преимущество при одновременном соблюдении следующих условий:
- Ситуация происходит в населенном пункте.
- Место остановки должно быть обозначено знаком 5.16:
- Общественный транспорт должен начинать движение. Т.е. если маршрутка медленно проедет через остановку, но останавливаться не будет, то преимущества она не получит.
В данном пункте также есть дополнительное требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться в том, что им уступают дорогу.
На практике это ведет к тому, что если произойдет ДТП с автобусом, отъезжающим от остановки, то его виновниками будут признаны одновременно оба водителя. Водитель автомобиля нарушит требования первого предложения пункта 18.
3, водитель общественного транспорта нарушит требования второго предложения этого же пункта.
Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки
В правилах дорожного движения приведены несколько знаков, действие которых не распространяется на маршрутные транспортные средства:
Обратите внимание, общественный транспорт может нарушить требования данных знаков только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте. Речь об этом шла в начале данной статьи. Как только маршрутка отклоняется от маршрута движения, она перестает быть маршрутным транспортным средством.
Таким образом, опасные ситуации вроде движения во встречном направлении по одностороннему движению на практике не возникают.Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы попасть на выделенную полосу для общественного транспорта, направленную навстречу основному потоку. Въезд других автомобилей (кроме такси и школьных автобусов) на такую полосу запрещен.
Знаки и разметка, показывающие направление движения по полосам
Отдельного внимания заслуживают знаки, показывающие разрешенные направления движения по полосам на перекрестке:
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Эти знаки не действуют на маршрутные транспортные средства. Однако это не означает, что автобусы и маршрутки могут поворачивать на перекрестке из любой полосы. В любом случае водители общественного транспорта должны руководствоваться требованиями пункта 8.5 ПДД, то есть:
- Проехать прямо можно по любой полосе.
- Повернуть налево или развернуться можно только из крайнего левого положения.
- Повернуть направо можно только из крайнего правого положения.
Пусть перед перекрестком установлена следующая комбинация дорожных знаков:
В этом случае все транспортные средства могут поворачивать направо из двух полос движения.
Однако, поскольку требование знака 5.15.2 не распространяется на общественный транспорт, автобусы и троллейбусы имеют право поворачивать направо только из крайней правой полосы.
Кроме того, не забывайте, что кроме знаков, указывающих разрешенные направления движения на перекрестке, существует и аналогичная разметка 1.18. Обычно знаки и разметка наносятся совместно.
Однако, в отличие от знаков, разметку 1.18 маршрутные транспортные средства игнорировать не могут.
Например, если на перекрестке есть и знаки 15.15 и разметка 1.18, то автобусы и троллейбусы должны руководствоваться только разметкой 1.18.
В завершение хочу отметить, что для водителей маршруток не предусмотрены индивидуальные штрафы ГИБДД, т.е. они отвечают за свои нарушения точно также, как и другие водители.
Удачи на дорогах!
Источник: https://pddmaster.ru/pdd/pravila-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-voditelei-marshrutok-avtobusov-i-trolleibusov.html
Маршрутное транспортное средство пдд 2019
В XXI веке в России большое распространение получил такой вид общественного транспорта, как маршрутное такси. В Правилах дорожного движения для маршрутных транспортных средств есть ряд привилегий. Отсюда и возник спор, является ли «маршрутка» маршрутным транспортным средством в соответствии с определением ПДД.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
«Маршрутка» является маршрутным транспортным средством:
- транспортное средство общего пользования предназначенное для перевозки по дорогам людей;
- движущееся по установленному маршруту.
«Маршрутка» не является маршрутным транспортным средством:
- Это не автобус;
- Не имеет обозначенных мест остановок.
Так может «маршрутка» пользоваться привилегиями Правил дорожного движения для маршрутных транспортных средств?
Маршрутка не автобус
Из толкового словаря иноязычных слов (автобус — это иноязычное слово)
АВТОБУС, а, м. [англ. autobus
Вагонный кузов – это грузопассажирский тип кузова. Может иметь одну, две или три пары боковых дверей и два или три ряда сидений. Задняя часть вагонного кузова выполнена также как и у универсала, но вмещает больше сидений и предоставляет больше возможностей для их трансформации.
Движение общественного транспорта регулируется уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Движение в соответствии с этими документами маршруток относится к регулярным перевозкам пассажиров и багажа. Перевозки классифицируются не по виду транспортного средства (автобус, трамвай, троллейбус), а по категориям транспортных средств (М1, М2, М3).
«Маршрутки» относятся к категории М2
«транспортное средство категории «М2» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;
3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
- перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
- перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
«Маршрутки» могут относится к любому из этих видов перевозок.
5.
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
Данный вид перевозки также имеет два обозначенных остановочных пункта — начальный и конечный, что соответствует определению в Правилах дорожного движения.
«Маршрутка» — Маршрутное транспортное средство и может пользоваться привилегиями Правил дорожного движения для маршрутных транспортных средств.
Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу ВКонтакте.
Автошкола онлайн
Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме«автошкола онлайн». Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД
Водительские курсы
Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.
Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.
Тема 18. Приоритет маршрутных транспортных средств
Правила наделили водителей маршрутных транспортных средств некоторыми привилегиями. Этих привилегий не так уж и много, всего три.
Во-первых, трамвай при равном праве на проезд, имеет преимущество независимо от направления движения.
Во-вторых, автобусам и троллейбусам на проблемных участках дорог могут выделить специальную полосу движения.
И, в-третьих, мы, водители, должны уступать дорогу автобусам и троллейбусам, начинающим движение от обозначенной остановки. Причём, последнее требование действует только на дорогах в населённых пунктах.Именно эти три привилегии и закреплены законодательно в восемнадцатом разделе Правил.
1. Правила. Раздел 18. Пункт 18.1.Вне перекрёстков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо.
Правила не сделали никаких исключений из общего принципа:
При равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.
Этот принцип работает и на перекрёстках, и вне перекрестков. Например, сейчас (на нашем рисунке) водители обоих направлений обязаны уступать дорогу трамваю.
И тот факт, что трамвай при выезде из депо лишается преимущества, вовсе не является исключением из этого принципа:
Кто из водителей должен уступить дорогу трамваю?
2. Только водитель грузового автомобиля.
3. Только водитель легкового автомобиля.
4. Никто из водителей.
Источник: https://5897987.ru/drugoe/marshrutnoe-transportnoe-sredstvo-pdd.html
Полоса для маршрутных транспортных средств: ПДД
Маршрутный и общественный транспорт занимает особое место в общей дорожно-транспортной системе. Для городских автобусов и маршрутных такси правилами ПДД предусмотрены особо выделенные полосы, проезд по которым запрещен для легковых авто.
Понятие «специальная маршрутная полоса»
В любом городе, независимо от его размеров и численности населения, существует необходимость в общественном транспорте. ПДД, действующие в РФ, предусматривают особые условия для этого вида техники, одним из которых является наличие «специальных полос на дорогах».
Выделенная полоса для маршрутных транспортных средств (МТС) на проезжей части предназначена только для передвижения по ней общественного транспорта, к которому относятся автобус и маршрутное такси. Легковые авто не должны выезжать на этот участок дороги.
В огромных городах, где присутствует большое количество машин, нередким фактом является транспортная загруженность. Поэтому установленные правила без особого восторга воспринимаются владельцами частных авто, некоторые иногда их просто игнорируют.
Специальная разметка
Согласно п. 18.2 ПДД, полоса для маршрутных транспортных средств, предусмотренная как раз для движения «маршруток», обозначается дорожным знаком и определенной разметкой. Полоса отмечена знаком с большой буквой «А», места для остановки транспорта – зигзагообразным элементом.
Особые правила маневрирования
Перемещаться по отведенному участку допускается маршрутному транспорту. На выделенной полосе для маршрутных транспортных средств справа от дороги также разрешено движение велосипедов.
От других полос на участке дороги выделенная полоса разделена сплошной или прерывистой разметкой. Пересечение сплошной строго запрещается. Маневрирование предусмотрено лишь при наличии прерывистой отметки. При этом автомобилю разрешается ряд следующих маневров:
- перестроение на другую полосу при совершении поворота;
- заезд на линию при выезде с примыкающих территорий;
- заезд на данную часть полосы для маршрутных транспортных средств с целью высадки или посадки людей.
Разновидности наказания за нарушение правил
Любое нарушение правил движения тянет за собой определенные последствия. За несоблюдение ПДД по закону предполагаются несколько вариантов наказания. Самым распространенным является штраф.
Подобный вид санкций установлен за выезд на полосу для маршрутных транспортных средств и за передвижение по ней. За более серьезные проступки водителю может грозить лишение права вождения авто на определенный срок.
К таким правонарушениям в основном относятся обгоны, выезд на «встречку» и др.
О том, имеются ли у конкретного водителя штрафы, сегодня можно узнать не выходя из дома. Для этого потребуется зайти на официальный портал ГИБДД или на сайт государственных услуг. В случае несогласия с указанными фактами и суммой оплаты любой гражданин может их оспорить. Однако, если санкции правомерны, оплату необходимо произвести в срок, во избежание неприятностей.
Последствия за выезд на специальную полосу
Какие же последствия стоит ждать тому, кто пересек (вопреки ПДД) полосу для маршрутных транспортных средств без наличия на то законных причин?
- Этот вид действий со стороны водителей является правонарушением, за которое следует предупреждение либо штраф (от 500 рублей).
- Если выезд происходит с нарушением дорожной разметки, или совершается объезд по «встречке», то минимальный размер штрафа будет составлять 1000 рублей.
- Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств со встречной ездой, если нет необходимости объезда, карается штрафом до 5000 руб. либо наказывается лишением прав до полугода. При условии, что этот проступок был совершен впервые, водитель ограничится только материальным наказанием. При повторной фиксации нарушения инспектором однозначно последует лишение прав. В свою очередь, тот же проступок, совершенный во второй раз, но зафиксированный камерой, позволит водителю остаться с правами, но при этом оплатить немалую сумму в качестве штрафа.
Штрафы за движение по автобусной полосе
Движение по полосе для маршрутных транспортных средств, а также остановка, являются противоправными и штрафуются. В небольших городах штрафы достигают 1000 руб., в столице и Санкт-Петербурге доходят до 3000 рублей.
Необходимо учитывать, что, если разметка предусматривает движение по дороге с полосой для маршрутных транспортных средств при совершении каких-либо маневров, а они совершаются с нарушениями, избежать получения штрафа не получится. Такое нарушение редко обходится предупреждением.
Несанкционированный выезд (как и передвижение в целом), совершенный в попутную сторону, карается исключительно штрафными санкциями. Лишение водителя прав в данных случаях не предусмотрено и неправомерно.
Варианты типовых нарушений при выезде либо объезде
Различные виды запрещенных маневров и движений по полосе для МТС четко определены в ПДД и регламентируется статьей 12 КоАП РФ.
- Выезд на встречный участок движения через запрещающую разметку, предусматривает лишение прав вождения на период от 4 до 6 месяцев. Если правонарушение повторяется, а водитель был задержан инспектором ДПС, то водительское удостоверение изымается на один год. При видеофиксации нарушения можно рассчитывать на штраф в 5000 рублей.
- Выезд авто на левую третью полосу (с трехполосным участком, где она является встречной) при двухстороннем движении, согласно части 4 и 5 статьи 12 КоАП РФ, запрещен. Это нарушение карается изъятием водительских документов на период от 4 до 6 месяцев либо лишением (на год) при неоднократном нарушении. Если водитель не был задержан сотрудником дорожно-транспортной службы, но нарушение было зафиксировано камерой ДПС, придет штраф на сумму 5000 рублей.
- За встречный выезд на пути, предназначенные для трамвайного транспорта, или за передвижение по ним следует временное (от 4 до 6 месяцев) лишение прав управления транспортом. За повторный выезд срок лишения установлен в два раза больший (1 год). Фотовидеофиксация камерами ДПС этого правонарушения предусматривает только материальные потери в размере 5000 рублей. Согласно ПДД, езда по трамвайному участку возможна только в попутном направлении. Выезд и передвижение по «встречке» категорически запрещены.
- Встречный объезд либо выезд на пути для трамваев с целью объезда препятствия при условии, что имеется возможность сделать этот маневр с правой стороны (даже по обочине), не разрешен. Согласно ПДД, препятствием считается любой неподвижный объект на дороге, который мешает продолжению движения по следуемой линии. По правилам, препятствие можно объезжать исключительно справа. За объезд по встречной предусмотрен штраф от 1000 до 1500 рублей.
- Встречный выезд на линию, предназначенную для общественного транспорта, при фиксации камерой наказывается штрафом в 5000 рублей. При задержании сотрудником ДПС – лишением (от 4 до 6 месяцев).
В итоге за выезд на полосу для маршрутных транспортных средств штрафа вряд ли получится избежать.
Передвижение по линии, выделенной для маршрутных авто, наказывается только штрафом, размер которого зависит от субъекта РФ. В среднем он составляет 1500 руб. В столице этот вид штрафа значительно выше.
«Маршрутная» полоса не предусматривает движение по ней обычных легковых авто, но при наличии прерывистой разметочной линии, на которую можно заезжать, разрешено совершать маневр при перестройке авто либо для того, чтобы высадить или посадить в машину пассажиров. При этом водитель не должен становиться помехой для общественного транспорта.
Возможные нарушения при обгоне
Понятие «обгон», согласно ПДД, предполагает в большинстве случаев выезд на встречную линию движения.
При обгоне на перекрестке (нерегулируемом/ регулируемом) во время езды по второстепенной полосе предусматривается штраф в размере 5000 рублей. В случае, если водитель был остановлен инспектором, – лишение прав (от 4 до 6 месяцев либо на год при повторе нарушения). Правило не распространяется, если легковое авто передвигается по главной полосе.
Еще один вариант нарушения
Другой вариант – обгон тихоходного транспорта, к которому относятся мопеды, мотоциклы без коляски, повозки. Этот маневр, даже если он будет происходить там, где установлен знак под номером 3.20, не является правонарушением. Санкции за обгон тихоходных средств не предусмотрены, даже если на обгоняемом объекте нет специального знака «полоса для маршрутных транспортных средств».
Однако в том же случае, если обгоняемым оказалось авто, не входящее в список тихоходной техники, а просто ехавшее с небольшой скоростью, то может последовать наказание – штраф либо временное изъятие водительских документов.
Порядок передвижения по выделенной полосе для такси
С апреля 2012 года вступили в силу нововведения в правила движения, при которых езда МТС по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств не воспрещается. Однако не все правила, которые действуют для маршрутных авто, действительны для легкового такси. Поправки коснулись пункта 18.2 правил и дорожных обозначений 5.11 и 5.14. Следует рассмотреть их подробнее:
- В статью 18.2 правил, где было оговорено передвижение либо остановка на полосе для маршрутных транспортных средств любых машин, кроме общественного транспорта, внесена поправка, вносящая в список исключений легковые такси.
- В прежней версии знак 5.11 указывал на полосу, используемую только для маршрутного транспорта, в обновленном документе разрешен проезд и для ТС, выполняющих роль такси.
- Изменения были внесены и в обозначение знака 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств», касающегося непосредственно правой части дороги. По правой полосе попутного движения, помимо «маршруток».
Преимущества и ограничения для маршрутного транспорта
Может показаться, что для этого вида авто предусмотрено большое количество преимуществ перед остальными легковыми машинами, однако это не совсем так.
Конечно, передвижение такого транспорта разрешено по выделенной полосе (как попутно, так и встречно).
Вместе с тем чтобы эти преимущества не стали поводом для выписки штрафа, необходимо наличие определенных условий: соблюдение соответствующих знаков и необходимой разметки.
Любое несанкционированное действие приведет к нарушению:
- Если участок дороги для движения маршрутного вида авто обозначен дорожным символом 3.1, то такси не имеет права передвигаться по нему. Несоблюдение этой установки влечет за собой штраф.
- «Маршрутка» не имеет никаких привилегий при начале движения от остановки.
- Выезд и обгон по полосе для МТС является нарушением.
- Когда линия для общественного транспорта отделена от другого потока машин сплошной, не разрешается выезжать из этого участка дороги.
- Также не разрешается заезд через сплошную для «маршруток» из общего потока.
Требования, предъявляемые к общественному транспорту, используемому в качестве маршрутного такси
Чтобы автомобиль мог по закону считаться средством, подразумеваемым под такси, ему необходимо соответствовать ряду обязательных правил:
- Цвет машины должен быть преимущественно желтым.
- Наличие на кузове авто цветографического изображения.
- Наличие специального опознавательного атрибута на крыше.
- Наличие оборудованной системы ГЛОНАСС.
- Наличие регистрационного знака желтого цвета, который предназначен только для такси.
Помимо перечисленных условий, для того чтобы правомерно передвигаться по специально выделенной полосе, маршрутные такси обязаны держать включенным таксометр.
Этот прибор необходимо иметь любому легковому такси, которое официально занимается частным извозом. Оборудование предназначено для автоматического фиксирования стоимости поездки.
Подобная мера предусмотрена как ограничение для водителей такси, которые могут использовать присущие им преимущества в личных целях.
Что в итоге?
Не каждое авто, перевозящее пассажиров за вознаграждение, приравнивается к такси и имеет право пользоваться некоторыми привилегиями, которые есть у маршрутных ТС.
Помимо этого, любой перевозчик должен помнить, что за нарушение ПДД следует превентивная мера, которая может быть назначена не только в виде штрафа, но и в виде лишения водительского удостоверения.
Соблюдать правила движения на дорогах обязательно нужно всем – водителям и обычных авто, и МТС. Человеческая жизнь дороже сэкономленного времени и денег.
Источник
Источник: https://zakon.temaretik.com/1523263038578231437/polosa-dlya-marshrutnyh-transportnyh-sredstv-pdd/
Движение маршрутных транспортных средств: полосы и запреты
Маршрутные транспортные средства — разновидность общественного транспорта, передвигающегося по определенному маршруту и останавливающегося на заранее определенных остановках. К подобным видам ТС относятся рейсовые автобусы, троллейбусы и трамваи, передвигающиеся согласно маршруту.
Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?
Особенности движения маршрутных транспортных средств определяются пунктом 18 ПДД РФ.
Знаки приоритета
Маршрутные ТС (МТС) и другие участники движения имеют равные права на дорогах общего пользования. Однако из этого правила есть несколько исключений, когда МТС обладают приоритетом:
- если для него выделена отдельная полоса;
- рейсовый транспорт осуществляет отъезд от остановки;
- трамвай при равнозначности прав на проезд всегда имеет приоритет, за исключением ситуации выезда из депо.
Выделенные полосы для МТС обозначаются следующими знаками:
- 5.11;
- 5.14;
- 5.13.1 и 5.13.2.
Высадка и посадка пассажиров осуществляется в зоне действия знака 5.16 (для троллейбуса или автобуса) и 5.17 (для трамвая). Согласно пункту 18.
3 ПДД РФ, при выезде рейсовых автобусов и троллейбусов с остановки попутные автомобили обязаны предоставить им приоритет. В свою очередь водители общественного транспорта при выезде обязаны убедиться в том, что им уступают проезд.
У данного правила есть одно исключение: маршрутное ТС должно в обязательном порядке начинать движение от остановки.
Если общественный транспорт просто проехал через нее, то приоритет при возвращении в ряд ему не предоставляется.
Движение маршрутных ТС запрещено
Рейсовый транспорт при движении практически не ограничен запрещающими, ограничительными и предписывающими знаками. На МТС не распространяется действие знаков 3.1 «Въезд запрещен», 3.2 «Движение запрещено», 3.18.1 «Поворот направо запрещен» и 3.18.2 «Поворот налево запрещен», 3.19 «Разворот запрещен», 3.27 «Остановка запрещена» и многих других.
Подобное положение МТС определено необходимостью быстрой доставки пассажиров в условиях городских заторов.
Для действия такого положения необходимо соблюдение двух условий:
- движение производится в населенном пункте;
- ТС движется по установленному маршруту.
Если автобус или троллейбус отклоняется от маршрута, то в своих правах и обязанностях он приравнивается к остальным участникам движения. В такой ситуации на МТС распространяется действие любых запрещающих, ограничивающих или предписывающих знаков.
В отдельных случаях запрещается и движение маршрутных ТС во время следования маршруту. Например, знак 3.17.2 «Опасность» запрещает движение любому транспорту, в том числе и маршрутному, в связи с аварией или иной угрожающей опасностью.
Полоса для маршрутных ТС
Полоса для маршрутных ТС — выделенный ряд, предназначенный для проезда общественного транспорта и закрытый для движения любых легковых и грузовых автомобилей.
Передвигаться по выделенной полосе вправе не только рейсовый транспорт, но и:
- школьные автобусы;
- такси;
- велосипедисты, если выделенный ряд расположен у правой кромки дороги;
- спецтранспорт, определенный органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
Начало зоны действия полосы для маршрутных ТС помечается знаком 5.14, конец зоны действия наступает на перекрестке либо обозначен знаком 5.14.1. В случае продолжения полосы для МТС после перекрестка над ней снова должен быть установлен знак 5.14.
Также выделенный ряд может быть отмечен дорожной разметкой с прорисованной буквой «А».
Движение по полосе
Движение по полосе дозволяется только маршрутным ТС, однако при определенных обстоятельствах выезд обычному транспорту на нее разрешается для совершения маневров. Для этого разделительная полоса между обычным и выделенным рядом должна быть оформлена прерывистой линией.
Особенности
Встречаются две основных разновидности выделенных полос для движения МТС:
- попутная — движение осуществляется в ту же сторону, что и у основного потока;
- встречная — направление движения маршрутного транспорта противоположно потоку, движущемуся в соседних рядах.
В последнем случае выезд на полосу для МТС приравнивается к движению по встречному ряду и грозит нарушителю лишением прав.
Поворот
При повороте направо действуют два правила, связанных с возможностью или запретом въезда обычного транспорта на выделенный ряд.
- Если в зоне перекрестка полоса для МТС отделена от соседнего ряда прерывистой линией, то для поворота направо дозволяется перестроиться на выделенку, а затем осуществить поворот.
- Если в зоне перекрестка выделенный ряд отделен от соседнего сплошной линией разметки, то заезд на него для поворота запрещен. При совершении маневра транспорт должен выехать на перекресток и повернуть направо без перестроения.
Съезд и выезд
Съезд на второстепенную дорогу либо прилегающую территорию через выделенную полосу разрешается, но только в том случае, если она отделена от соседней прерывистой линией дорожной разметки. Аналогичные правила действуют и при совершении выезда со второстепенной дороги или прилегающей территории.
Во время маневра водитель не должен создавать помех транспорту, движущемуся по выделенному ряду.
Обгон
Опережение или обгон автомобилей с заездом на полосу для МТС запрещается. Опережение разрешено только для МТС, движущихся по выделенной полосе. При совершении маневра опережения нарушитель рискует быть оштрафованным на 1,5 тыс. руб. (ст. 12.17 КоАП).
Обгон с заездом на встречную выделенную полосу нарушителю грозит штрафом в 5 тыс. руб. или лишением прав.
Посадка и высадка пассажиров
Посадка или высадка пассажиров с заездом на выделенный ряд допускается у правой кромки дороги. При совершении маневра должны быть соблюдены несколько условий:
- в процессе перестроения не происходит пересечения сплошной линии;
- автомобиль не создает помех транспорту, движущемуся по выделенному ряду;
- автомашина не расположена в зоне действия разметки остановки, а при ее отсутствии не должна находиться ближе чем за 15 метров от соответствующего дорожного указателя.
Примеры из практики
Наиболее распространенный случай ДТП с участием маршрутного транспорта — столкновение с попутными автомобилями во время отъезда автобуса (троллейбуса) с остановки. Пункт 18.
3 предписывает водителю МТС перестраиваться в дорожный ряд лишь в том случае, когда он убедится в предоставлении права преимущественного проезда.
Однако в таком случае почти всегда виновным признается водитель автомобиля, так как он не предоставил преимущественное право проезда маршрутному ТС. Штраф за подобное деяние — 500 руб.
Нередко пренебрегают правилами и сами водители маршрутного транспорта. Например, водители автобуса, не находящиеся в рейсе, могут использовать выделенную полосу для объезда заторов.Общественный транспорт, не находящийся на маршруте, не обладает преимущественными правами при движении по выделенке. В подобной ситуации нарушитель должен быть оштрафован в соответствии со ст. 12.17 КоАП РФ на 1,5 тыс. руб.
(3 тыс. руб. — в Москве и Санкт-Петербурге).
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Источник: https://avtoproblema24.ru/pdd/dvizheniya-marshrutnyh-transportnyh-sredstv/
Преимущества в пдд для автобусов, троллейбусов, маршруток
Рассмотрим Правила Дорожного Движения, действующие для маршрутных транспортных средств. Само по себе понятие маршрутного транспортного средства введено ПДД (п. 1.2) и выглядит следующим образом:
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Как будет видно из текста ниже, для такого автотранспорта зачастую действуют особые правила, отличающиеся от ПДД для другого транспорта.
Это обусловлено тем, что общественный транспорт выполняет крайне важную функцию – обеспечение пассажирских перевозок.
Он перевозит одновременно многих людей, а значит, такие транспортные средства должны передвигаться без задержек, этим и обусловлена возможность отступать от некоторых пунктов ПДД.
Выделенные плосы для маршрутных транспортных средств
Для возможности осуществления пассажирских перевозок в условиях городских пробок были введены специальные выделенные полосы для общественного транспорта. Данные полосы выделяются разметкой и дорожными знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:
Запрет движения по таким полосам иных транспортных средств содержится в п. 18.2 ПДД РФ:
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.
14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
Преимущество при начале движения от остановки общественного транспорта
Общественный транспорт имеет преимущество перед другими участниками движения при начале движения от остановки в соответствии с п. 18.3 ПДД:
18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Таким образом, уступать дорогу отъезжающему от остановки автобусу, троллейбусу, маршрутке необходимо исключительно в населенном пункте, только если остановка официальная, т.е. обозначена дорожным знаком 5.16.
Пункт 18.
3 ПДД содержит требование к водителю маршрутного транспортного средства убедиться в том, что ему уступают дорогу, перед тем, как воспользоваться преимуществом.То есть в случае ДТП с отъезжающим от остановки автобусом или троллейбусом вина может быть как обоюдной, так и водителя автомобиля, не пропустившего маршрутное транспортное средство – как решит инспектор ГИБДД по разбору ДТП.
Какие дорожные знаки не распространяются на автобусы, троллейбусы и маршрутки
Согласно ПДД действие некоторых дорожных знаков на маршрутные транспортные средства не распространяется. Это позволяет устанавливать маршруты движения вне зависимости от установленных правил проезда перекрестков для остального транспорта.
Разумеется, данное преимущество действует только при движении автобусов и троллейбусов по своему установленному маршруту. Если маршрутка сходит с маршрута, например, чтобы объехать пробку, она теряет право не следовать этим знакам.
Протицируем ПДД РФ:
3. Запрещающие знакиДействие знаков не распространяется:
3.1 — 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 — на маршрутные транспортные средства;
Здесь речь идет о следующих дорожных знаках:
4. Предписывающие знаки
Действие знаков 4.1.1 — 4.1.6 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Таким образом, на маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки) не действуют следующие знаки:
5. Знаки особых предписаний
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Источник: http://voprosov-net.ru/pdd/2016-01-16-18-51-11.htm
Приоритет маршрутных транспортных средств
Без общественного транспорта жизнь в городах остановилась бы, ведь очень много людей выбирает для поездок автобусы и троллейбусы. Нередко жители городов выбирают трамваи. Общественный транспорт незаменим, поэтому в ПДД были специально введен ряд пунктов. Они предназначены для регулировки движения общественных ТС и приоритет маршрутных транспортных средств.
Маршрутные транспортные средства- это ТС, которые используются для перевозки людей и ходит по определенному маршруту. Это трамваи, автобусы и троллейбусы, все они движутся по разработанному и утвержденному маршруту. На каждом маршруте имеются специальные места, отведенные по остановки транспорта.
Если транспорт отклоняется от маршрута, то он перестает быть маршрутным ТС. Например, водитель видит впереди пробку. Объезжая ее по дворам, он сойдет с маршрута, тогда транспортное средство потеряет преимущество.
Знаки приоритет маршрутных транспортных средств
Первое преимущество: выделена полоса для маршрутных транспортных средств.
Для их обозначения используют знаки знаки 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:
Дорога с полосой для маршрутных ТС Полоса для маршрутных транспортных средств Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств
Необходимо отдельно отметить, что преимущество МТС предоставляется только в том случае, если соблюдены следующие условия:
- общественный транспорт находится на территории города или другого населенного пункта;
- для того, чтобы обозначить остановку, был использован знак 5.16.
Трамвай, если возникает равное право на проезд, имеет преимущество перед остальными безрельсовыми транспортными средствами. При выезде трамвая из Депо трамвай не имеет преимущества перед остальными участниками движения.
Трамвай не имеет преимущество перед остальными участниками движения, так как выезжает из «Депо». Трамвай имеет преимущество перед остальными участниками движения.
Высадка и посадка пассажиров производится на остановках обозначенные знаком 5.16. Пункт ПДД 18.3. гласит, водители автомобилей обязаны уступать дорогу общественным ТС, который отъезжает от остановки.
В свою очередь водители общественных транспортных средств должны убедиться, что дорога свободна или им уступают дорогу, а затем могут начинать движение.
Что это означает на практике? Если общественный транспорт отъезжает от остановки, и в этот момент произойдет авария с участием троллейбуса или автобуса, то виновниками будут считаться оба человека, которые были за рулем.
Дело в том, что водитель машины должен уступить дорогу автобусу или троллейбусу, ведь транспорт начинает двигаться от остановки. А водитель автобуса должен был сначала убедиться в том, что его пропускают, а только потом начинать движение.
Движение по полосе для маршрутных транспортных средств
По выделенной полосе могут двигаться только общественный транспорт. Но есть особенности движения и совершения маневров для остальных участников движения находящиеся на дороге с полосой для МТС.
Поворот направо
Автомобили при поворотах должны перестраиваться на полосу МТС, а затем совершать поворот Если полоса для маршрутных транспортных средств отделена сплошной линией разметки, то при повороте водитель ТС должен поворачивать без перестроения на полосу МТС
При съезде с дороги на прилегающую территорию водитель ТС должен сначала перестроится на полосу маршрутных транспортных средств, а затем повернуть на прилегающую территорию. При выезде с прилегающей территории водитель ТС должен сначала выехать на полосу маршрутных транспортных средств, а затем съехать с нее и продолжить движение.
В данной ситуации, при установленном знаке 5.13.2 вам разрешено движение прямо, сделать разворот или повернуть налево. Данный знак указывает, что вы выезжаете на перекресток с дорогой одностороннего движения в левую сторону и полосой для маршрутных транспортных средств в правую сторону и тем самым запрещает движение в обратное направление по данным полосам.
В данной ситуации, при установленном знаке 5.13.1 вам разрешено движение прямо, сделать разворот или повернуть направо. Данный знак указывает, что вы выезжаете на перекресток с дорогой одностороннего движения в правую сторону и полосой для маршрутных транспортных средств в левую сторону и тем самым запрещает движение в обратное направление по данным полосам.
В данной ситуации, нет установленного знака, оповещающего нас о выезде на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств (мы его увидим после совершения маневра), а только стоит знак предписывающий нам движение направо и вы должны перестроиться на крайнюю правую сторону, затем перестраиваетесь на полосу для обычных ТС.
Нарушений в данном случае мы не совершаем.
Обгон ТС по выделенной полосе для МТС запрещен.
Посадка пассажиров возможна у правого края дороги, при этом не должны создаваться помехи маршрутным ТС.
В Москве движение частным автомобилям по выделенной полосе разрешено в выходные дни (субботу и воскресенье), штраф в эти дни получит нельзя.
: Приоритет маршрутных транспортных средств
Заключение
Правила движения общественного транспорта описаны в ПДД. Общественный транспорт имеет приоритет при движении в черте города, для него предназначена выделенная полоса. Автомобили могут заезжать на нее только в нескольких случаях.
Источник: https://pddgarazh.ru/pravila/prioritet-marshrutnyx-transportnyx-sredstv.html